"Устав вольных каменщиков"
(XVIII - XIX в.в.)

Тира Соколовская

Вильгельмсбадский конвент, собранный в 1782 г., открылся 16 июля в Вильгельмсбаде, под председательством герцога Фердинанда Брауншвейгского. Целью съезда было преобразование масонства и выработка наиболее целесообразной и наилучше организованной системы для масонской деятельности. На конвенте съехались представители масонов Франции, верхней и нижней Германии, Австрии и Италии; Россия также имела представительство. На конвенте Россия, "во внимание к ее обширному пространству и к большому числу лож, ревностно в ней работавших", была признана за восьмую провинцию ордена. Отсюда уже ясно значение Вильгельмсбадского конвента в истории русского масонства.

После конвента в Россию были присланы масонские акты, обряды, их объяснения, нравственные наставления. Многие из них сохранились доныне в архивах и снабжены соответствующими заголовками, например: Объяснение обряда по Вильгельмсбадскому конвенту", "Рита"*, утвержденная на общем "Вильгельмсбадском конвенте" и пр. Приводимые ниже законы также утверждены на Вильгельмсбадском конвенте. Мне пришлось видеть несколько вариантов этих законов во множестве списков, что доказывает чрезвычайную распространенность этих законов в России. Я же выбрала этот именно текст, как представляющий особый интерес: эти законы были предназначены для отправки к управляющему мастеру в одну из масонских лож в девятнадцатом веке, именно в ложу Елизаветы к добродетели, в 1812 году. Особый интерес представляют те редакционные поправки, которые внесены в текст законов в 1812 г. Эти поправки я привела в подстрочных примечаниях, за исключением не имеющих значения поправок в слоге.

Масонские витии нередко черпали свои изречения из приводимых законов; нередко также какую-нибудь отдаленную статью из законов они развивали в пространную речь. Эти законы включают весь кодекс масонства, все те правила, которые усердно распространялись масонами и в ложах путем назиданий, путем устной пропаганды, и путем литературы, печатной и рукописной. Масоны иногда бывали фанатичными проповедниками своих воззрений и в своем увлечении выходили даже за пределы, указываемые самим орденом. Настойчиво, пламенно, с увлечением тщились масоны внушить правила нравственности, идеи равноправия людей, уважение к человеческому достоинству, терпимость религиозную и национальную, обязательность деятельного христианства и необходимость самого широкого благотворения. Нравственное усовершенствование признавалось средством достижения рая за гробом и златого века на земле. В приводимых законах некоторые статьи являются как бы членами символа масонской веры; тексты первых двух параграфов ярко подтверждают веру масонов в Бога и в бессмертие души и могут снять упрек с наших прадедов масонов в служению князю тьмы.

Мною сохранена дата (5787 г.), указываемая списком, которым я пользуюсь, хотя Вильгельмсбадский конвент состоялся в 1782 г. Ошибка здесь недопустима, так как масону, писавшему законы, прекрасно был известен год Вильгельмсбадского конвента, выделившего Россию в самостоятельную масонскую провинцию. В другой рукописи, в обряде принятия в товарищи, имеется такая приписка: "по чиноположению осьмой провинции утверждено лета 5787 на востоке Санкт-Петербурга. Поэтому, вероятно, в 1787 г. были в России узаконены постановления Вильгельмсбадского конвента. Законы, приняты на Вильгельмсбадском конвенте, действовали не только в XVIII веке. Выше сказано, что они подлежали отправке в ложу в 1812 г. Они продолжала действовать, добавлю здесь, вплоть до гражданской смерти русского масонства, т.е. до 1822 г.
Тира Соколовская

*******

Законы Ордена Свободных Каменщиков, как постановление, долженствующее быть от ныне вперед наблюдаемо с прочими предписаниями На С.П. востоке 29 января 1812 года.

Устав Вольных Каменщиков,
утвержденный на всеобщем Совете Конвента,
бывшем в Вильгельмсбаде 1787 году

ВСТУПЛЕНИЕ

О ты, учению мудрости новопосвященный! Чадо добродетели и дружбы, внемли прилежно гласу нашему. Да раскроется душа твоя для принятия мужеских велений истины. Мы тебе покажем путь, ведущий к счастливой жизни. Мы тебя научим угождать Творцу твоему и разрешить с бодростью и успехом все способы, Провидением тебе вверенные, дабы сделать тебя полезным сочеловеком и дабы вкушал ты сладость благотворения.

ОТДЕЛЕНИЕ I
О должностях к Богу и религии

I-е
Первая твоя клятва принадлежит Богу. Имей благотворение к существу исполненного величества, действием воли своей сотворившему вселенную и соблюдающему оную непрерывным деянием, наполняющим твое сердце, его же слабый предельный разум твой ни постигнуть, ни определить не может. Скорби о горестном заблуждении смыкающего глаза свои перед светом и блудящего в густом мраке случая. Сердце твое, умягченное и признательное отеческих благодеяний к тебе Бога твоего, да отвергнет с презрением оные суетные умствования, ясно доказывающие развращение человеческого ума, уклоняющегося от своего источника. Возвышайся часто душой над существами плотскими тебя окружающими и мечи взор исполненный желания на горние страны: они твое наследие и истинное отечество. Принеси Богу в жертву волю и желания твои. Сделай себя достойным Его животворных влияний. Соблюди законы, кои Он велел тебе исполнить, яко человеку на земном твоем ристалище. Угождать Богу твоему, - се твое блаженство. Быть навеки с ним соединенну, - се твое ревнование и правило твоих деяний.

2-е
Но как смел бы ты стать перед Его лице, существо слабое и виновное, преступающее всеминутно Его законы и оскорбляющее святость Его, ежели бы отеческая Его благодать не даровала тебе бесконечного обновителя? Оставленный разума своего блужданию, где бы ты обрел уверение будущего утешения? Преданный правому суду Бога твоего, куда бы ты сокрылся? воздай убо благотворение Искупителю твоему, повергни себя перед Словом воплощенным, и благослови Провидение, произведшее тебя во свет между христианами. Исповедуй на всяком месте божественный закон Христа Спасителя и не стыдись никогда, что ты ему принадлежишь. Евангелие есть основание наших обязательств. Ежели ты ему не веришь, то ты не каменщик. Следуй сему чистому нравоучению, являй во всех твоих поступках умное и деятельное благочестие без лицемерия и лживости. Христианство не заключается в одних истинах умозрительных. Оживи оные исполнением нравственных должностей, в оном предписанных, и ты будешь счастлив, современники благословят тебя и ты явишься без трепета перед престол Бесконечного.

3-е
Пронзи себя стрелой любви и сострадания. Она есть основание святой религии сей. Жалей о грехе без ненависти, но не гони его. Оставь Богу единому суд; ты же довольствуйся Люблением и Терпением.

Каменщики! чада единого Бога! соединенные верой в божественного Спасителя нашего! Да свяжут вас1 крепко оные узы любви и истребят всякий предрассудок, противоборствующий братскому нашему согласию.

ОТДЕЛЕНИЕ II-е
Бессмертие души

Человече! Царю Мира! бывший некогда из творений совершенное потому, что сам Бог одушевил тебя Своим дуновением, восчувствуй твое высокое определение, все - что растет вокруг тебя имеет жизнь токмо животную, исчезает со временем и покорено власти твоей; единая твоя душа бессмертна. Истекающая из недра самого Бога, переживет тление и не исчезнет. Се твое истинное титло благородства. Чувствуй живо блаженство твое, но без гордости - она погубила корень твой и тебя свергнет в бездну. Существо обезображенное! при всем твоем первобытном и последственном величестве, что ты перед Бесконечным? благотвори Его во прахе и отделяй прилежно оное небесное и неизменяемое начало от чуждых смешений. Обрабатывай твою бессмертную и совершаемую душу и твори ее способную к соединению с чистым Источником блага, когда она освобождаться будет от страдных паров тленности. Сим- то образом ты будешь свободен посреди оков, счастлив в недре злополучия, неколебим при свирепствующих бурях, и умрешь без трепета!

Каменщик! Ежели ты возможешь когда-либо усомниться о бессмертном естестве души твоей, то принятие будет для тебя бесполезно; ты престанешь быть усыновленным чадом мудрости и смешаешься в толпе существ материальных и непросвещенных, во тьме бродящих.

ОТДЕЛЕНИЕ III-е
О должности к Государю и Отечеству

1-е
Высочайшее Существо вверило положительнейшим образом власть свою не земле Государю, чти и лобызай законную власть уделом земли, где ты обитаешь; твоя первая клятва принадлежит Богу, вторая - отечеству и Государю2 Человек, скитающийся по лесам без просвещения и убегающий общества, был бы менее способен к исполнению намерений Провидения и к достижению всего блага, ему предоставленного. Существо его расширяется посреди ему подобных, разум его укрепляется стечением различных мнений. Но по единому соединению произвел бы беспрерывный бой о личной пользе и насыщении развратных страстей и вскоре бы невинность пала перед силой или коварством. И так нужны были для поступок его законы, а для сохранения оных - начальники.

2-е
Чувствительный человек! Ты чтишь родителей своих, чти равно с ними и отцов Государства. Они суть особы, представляющие Божество на земле сей. Если они ошибаются, сами они отвечать будут перед Судьей Царей; но твое собственное рассуждение, почасту несправедливое, не может уволить тебя от повиновения. Молись о их охранении. Обнажи со рвением все способности твои для великого блага, блага Отечества. Ежели когда-нибудь не исполнишь ты сея священные должности, ежели сердце твое не будет более от радости трепетать при нежном имени Отечества и Государя твоего, то Каменщики извергнут тебя из недра своего, яко противника общего порядка, яко недостойного быть участником в преимущественных выгодах такого общества, которое заслуживает доверенность и уважение Государей, потому, что любовь к Отечеству есть одна из главнейших его пружин и что, ревнуя сделать лучшими Граждан, требует оно, чтобы дети его с величайшей отличностью по чистейшим побуждениям исполняли Государственные должности. Храбрейшим воином, правосуднейшим судьей, кротчайшим господином, вернейшим слугой, нежнейшим отцом, постояннейшим мужем, преданнейшим сыном должен быть каменщик, потому, что общие и обыкновенные обязанности Гражданина освящены и подтверждены свободными и произвольными каменщика обетами и что, презря оные, он к слабости присоединить лицемерие и клятвопреступство.

ОТДЕЛЕНИЕ IV-е
О должности к человеку вообще

1-е
Но ежели отечественный круг, открывающий тебе столь обильный и столь удовлетворяющий путь, не наполнить всей твоей деятельности, ежели нежное сердце твое пожелает упраздниться от дел Государственных и обнять с оным Электрическим огнем3 всех людей и все народы, ежели, восходя к общему источнику, возревнуешь лобызать нежно всех имеющих такие же составы, такую же в любви нужду, такое же желание быть полезным и одну бессмертную душу как и ты, то иди в храмы наши воскурить жертву на жертвенник святого человечества! Вселенная есть отечество каменщика, и из принадлежащего человеку для него нет ничего чуждого.

2-е
Взирай с почтение на сие величественное здание, определенное для укрепления весьма ослабленных союзов человечества и нравственности. Лобызай всемирное сообщество добродетельных душ, способных возвеселиться, распростертое во всех концах земного круга, где разум и просвещение проникли, соединенное под святое знамя человечества и простых и единообразных законов; восчувствуй наконец высокую мету4 святого ордена нашего, посвяти твою деятельность и всю твою жизнь благотворению и счастью сочеловеков, пекись непрестанно о нравственном твоем совершенстве, соединись теснее с Божеством. Сим-то образом облагородишь, просветишь и укрепишь пружины твоей великодушной решимости.

ОТДЕЛЕНИЕ V-е
О Благотворении

1-е
Сотворенный по образу Бога, благоволившего явить Себя человекам и излить на них Свою благость, себя к Нему, бесконечному образцу, постоянной волей, проливающей беспрестанно на соотечественников весь тук посильного твоего блага; все, что разум благого постигнуть может, есть наследие каменщика.

2-е
Уважай немощную младенца бедность: он подпоры твоей просит. Неопытность юноши пагубна, сей советов твоих требует; полагай счастье твое в предупреждении угрожающих ему заблуждений и обманов, зажги в нем искры священного огня даров врожденных и помоги им обнажиться для счастья человеков.

3-е
Всякое существо страждущее и воздыхающее имеет священное над тобою право. Берегись когда-либо не признать оного. Не ожидай, чтобы пронзающий вопль бедности восклицал к тебе, предупреждай и утешая несчастного в слабости. Не зарази тщеславием источников воды жизненной, в которых несчастный должен утолить свою жажду. Не ищи награды за твое благотворение в пустых плесках толпы народной. Каменщик обретает оную в нежном гласе своей совести и в упрекающей улыбке Божества, перед очами коего он благоговеет непрестанно.

4-е
Ежели Провидение поручит тебе или получало какой-либо излишек, то берегись употребить оный на пустое и беззаконное дело. Оно благоволит, дабы ты не равное благих разделение учинил менее чувствительным, которое бы входило в его планы; наслаждайся сим прекрасным преимуществом.

5-е
Да не унизит никогда характера твоего скупость, из страстей гнуснейшая, и да возвысится сердце твое выше хладных и сухих счетов, оной принуждаемых. Ежели оно когда стремится иссушить себя при томном оной дыхании, то побеги от наших храмов сострадания и милосердия, они не будут иметь для тебя привлечение и мы не возможем более познать в тебе древний образ Божества.

6-е
Благотворение твое да освятится религией, мудростью и благоразумием. Сердце твое да пожелает обнять нужды целого человечества, но разум твой долженствует избирать необходимое и важнейшее. Наставляй, советуй, покровительствуй, подавай, помогай попеременно. Не думай, что ты довольно сделал, и не покойся от трудов твоих, разве для того, чтобы получить новые силы и оказать новое соревнование.

7-е
Предавшемуся тебе сему величественному состраданию готовится тебе неиссякновенный сладостей источник. Ты на земле сей предвкусишь небесное блаженство. Душа твоя возвеселится и все часы жизни твоей исполнятся радости.

8-е
Когда же ты почувствуешь пределы конечного твоего естества, а душа твоя, будучи не в силах одна столько споспешествовать благу, сколько бы ты не желал, опечалится, то иди во храмы наши, виждь священный благотворения узел нас связующий и, содействуя с живостью и по всей возможности твоей полезным намерениям и установлениям, тебе от общества каменщического предлагаемым и оным в действо производимым, возрадуйся, что ты гражданин наилучшего света, и вкуси сладких плодов от сил соединенных в единой мете. Тогда твои источники умножатся, ты поможешь сделать вместо одного тысячу счастливых и обеты твои увенчаются.

ОТДЕЛЕНИЕ VI
О других должностях к ближнему

1-е
Люби ближнего твоего, яко самого себя, и не делай ему того, чего себе не желаешь. Храни высокий залог, твое слово, внешний знак твоего над естеством господства, для вспомоществования в нуждах ближнему и для возжигания во всех сердцах священного огня добродетели. Будь ласков и приветлив. Сооружай здание твое примером своим, дели счастье ближнего без ревности, не попускай никогда в недре твоем зависти зародиться на одну минуту, она возмутит чистые источники блаженства твоего и душа твоя будет добычей горестнейшей фурии.

2-е
Прощай врагу твоему, осмелься ему сделать добро. Сия великодушная жертва, предписанием которой мы одолжены закону9, доставить тебе наиприятнейшие чувствования. Ты будешь паки живым образом Божества, прощающего с небесной благостью оскорбления человека и проливающего на него благодеяния, не взирая на неблагодарность. Воспоминай всегда сие великолепное торжество, какое разум получить над чувством может, и что каменщик забывает обиды, а благодеяния - никогда.

ОТДЕЛЕНИЕ VII
О нравственном совершенстве самого себя

1-е
Предавшись таким образом благу ближнего, не забывай твоего собственного совершенства и радей о удовлетворении нуждам бессмертной души твоей. Входи часто в сердце твое, испытуй сокровеннейшие в них силы. Познание самого себя есть основание каменщических правил. Душа твоя есть дикий камень, который очистить должно. Принеси Богу10 в жертву исправленные и покоренные твои страсти.

2-е
Строгие и чистые нравы да будут неразлучными сопутниками твоими и да соделают тебя почтенным перед глазами непросвещенных. Да будет душа твоя чиста, пряма и покорна. Гордость есть опаснейший враг человека, источник всех зол его. Не рассуждай о той точке, к которой ты пришел, она умедлит течение твое. Стремись к той, в которой прийти должен. Краткое время шествия твоего едва дает тебе надежду оной достигнуть. Отними от самолюбия твоего опасную пищу сравнения с теми, которые позади тебя. Восчувствуй паче огнь добродетельного ревнования, взирая на совершеннейшие образцы перед тобою находящиеся.

3-е
Уста твои да не переменяют сокровенных мыслей твоего сердца, да будут они навсегда органом истинным и верным. Каменщик, который сдерет с себя чистоту и непорочность в намерении принять личину11 лицемерия и притворства, будет не достоин пребывания с нами, и сия недоверенность - призрак в мирных храмах наших, он сделается вскоре для нас ужасом.

4-е
Да укрепит и поддержит тебя высокая мысль Божьей вездесущности, обновляй на всяк день обет твой соделаться лучшим. Бодрствуй и молись. И когда при конце дня довольное сердце твое помянет тебе доброе дело, или какую-нибудь одержанную над собой победу, то успокойся на несколько часов, преклонив главу твою на изголовье твое, и потом паки облекись в новые силы.

5-е
Наконец изучай смысл иероглифов и символов, тебе орденом предлагаемых. Сама природа не учит без покрова всем своим таинствам. Она требует, чтобы ее наблюдали, сравнивали и удивлялись ее действиям. Из всех наук, обширное поле которых предлагает счастливейшие извлечения попечению человеческому и пользе общества, та наука, которая покажет отношение между Богом, Вселенной и тобою, исполнить желания небесной души твоей.

ОТДЕЛЕНИЕ VIII
О должности к братьям

1-е
В бесчисленной толпе существ, населяющих сию Вселенную, ты признал каменщиков братьями своими, не забывай никогда, что всякий Каменщик, какого бы исповедания Христианского, какой бы страны, или состояния не был, простирая тебе десную свою12, символ братской свободности, имеет священные права человеческого племени13, он не жертвует никогда народным предрассудкам и священный узел сравнивает здесь все состояния. Уважай в обществе гражданском степени, учрежденные или терпимые Провидением. Часто гордость оные вымышляла, ей и предоставлено оные хулить и отвергать. Но берегись вводить в храмах наших льстивые14 - отличности, нами непринимаемые, оставь твои достоинства и знаки любочестия за дверями и входи к нам с спутниками токмо твоими - добродетелями. Какое бы твое светское звание ни было, уступи в ложах наших добродетельнейшему, просвященнейшему.

2-е
Не стыдись никогда, при посторонних людях человека низкого состояния, но честного, которого ты несколько минут прежде лобызал, как брата. Орден постыдится тебя в свою череду и отринет тебя и с твоей гордостью, да торгуеши ею во светских непросвещенных позорищах. Ежели брат твой находится в опасности, лети к нему на помощь и не страшись за него жизнь свою пожертвовать. Ежели он в нужде, излей на него твои сокровища и возрадуйся, что ты сделал дело толь усладительное. Ты клялся оказывать благотворение всем людям вообще, тем паче обязан ты предпочтением воздыхающему брату твоему. Ежели он грешит и заблуждает, иди к нему с братскими оружиями: чувством, разумом и убеждением; возвращай добродетели существа колеблющиеся и воздымай падших.

3-е
Ежели сердце твое, уязвленное истинными и воображаемыми обидами, начинает питать некую тайную на брата твоего злобу, то разгони тот же час воздымающееся облако, избери себе на помощь кого-нибудь беспристрастного судью, требуй братского его посредничества, но не входи никогда во храмы, не укротя чувства злобы и мщения. Ты вотще будешь призывать имя Бесконечного, да благоволил бы Он обитать в храмах наших, ежели оные не очищены добродетелями братий и не освещены согласием.

ОТДЕЛЕНИЕ IX
О должности к Ордену

I-е
Когда ты уже допущен был к соучаствованию в выгодах Каменщического Общества, то в возмездие15 за то жертвуй часть твоей свободы и так исполни строго16 нравственные наложенные на тебя обязательства. Сообразуй себя его17 правилам и почитай тех, коих народная доверенность поставила хранителями законоположений и толкователями всеобщего света. Воля твоя в ордене18 покорена воле законов и высших. Ты будешь дурной брат, ежели не признаешь сей нужной во всяком обществе подчиненности, и наше принуждено будет тебя исключить из своего недра. Паче всего есть один закон19, коего наблюдение ты обещал перед лицом небес, то есть закон нерушимой тайны в рассуждении наших обрядов, законов20 и образа принятия. Страшись думать, что сия клятва менее священна даваемых тобою в гражданском обществе. Ты был свободен, когда оную произносил, но уже не свободен нарушить клятву, тебя связующую. Бесконечный, коего призывал ты во свидетели, утвердил оную. Бойся наказаний, соединенных с клятвопреступством. Ты не избежишь никогда казни твоего сердца и лишишься почтения и доверенности многочисленного общества, имеющего уже тогда право объявить тебя вероломным и бесчестным.

Заключение

Братья мои! ежели уроки, орденом тебе предлагаемые для облегчения пути истины и счастья, впечатлеют в кроткую твою душу, готовую к принятию впечатлений добродетели, ежели спасительные правила, которые назначат тебе, так сказать, каждый шаг в Каменщическом ристалище, сделаются твоими собственными правилами и всегдашним вождем21 твоих деяний, - о, любезный брат, сколь велика будет наша радость! Ты исполнишь высокое твое определение, ты получишь вновь оно божественное подобие, которое было долей человека в невинном его состоянии, которое есть предмет христианства и цель принятия твоего. Ты соделаешься любимым творением неба. Его обильные благословения на тебя прольются и удостоятся славного титла всегда мудрого, свободного, счастливого и твердого22 , ты шествовать будешь на земле сей, яко царь, благодетель сочеловеков и образец братий. Аминь!

 


Примечания

1а. Уставы вольных каменщиков - один из наиболее ценных представительных источников истории и теории русского масонства. Впервые в широкий исследовательский оборот текст Устава вольных каменщиков (1782 г.) был введен Тирой Оттовной Соколовской. Первоначально он был опубликован в журнале "Море" (Море. 1907, № 25-26. С. 766-790), в том же году вышел и отдельный оттиск (Спб, 1907. 16 с.).
Позднее Т.О.Соколовская вновь обратилась к теме публикаций масонских Уставов. Т.О.Соколовская при составлении каталога масонской коллекции Дмитрия Геннадьевича Бурылина - обладателя музея в Иваново-Вознесенске опубликовала иной текст Устава вольных каменщиков с подзаголовком: "Поучение, читанное братом секретарем в первой степени при посвящении профана в ученики Иоанновского масонства в русских ложах конца XVIII и первой четверти XIX веков". (Каталог масонской коллекции Д.Г.Бурылина. Русский отдел (с иллюстрациями). СПб., 1912. 46 с.).

Среди должностей вольных каменщиков, обозначенных в этом Уставе, можно выделить следующие: "поклоняйся Великому Строителю Вселенной", "люби ближнего", "не делай зла", "твори добро", "о людских речах не почто тебе беспокоиться", "истинное поклонение Великому Строителю заключается в добрых нравах", "твори добро только из любви к добру", "сохраняй всегда душу твою в чистоте, дабы достойным предстать пред Великим Строителем, Он же Господь твой", "почитай добрых, жалей слабых, убегай злых, ненависти же ни к кому не питай", "внимай непристанно гласу совести", "соделайся отцом бедных: каждый вздох, исторгнутый у них жестокосердием твоим, умножат проклятия, кои падут на тебя". Особое место занимает вопрос о воспитании подрастающего поколения. Об этом говорится следующее: "Ежели Великий Строитель дарует тебе сына, возблагодари Его, но трепещи над сокровищем тебе доверенным и соделайся для ребенка образом Божества; "Пекись неустанно о воспитании его, да боится он тебя до десяти лет, да любит до двадцати лет и да почитает до кончины твоей. <...> Помысли, как обучить его правилам чести, а не тонкостям обхождения, дабы тебе обязан он был просвещением разума, правдодушием, а не пустым красноречием"(Каталог масонской коллекции Д.Г.Бурылина. Русский отдел (с иллюстрациями). СПб., 1912. C.14).

Среди других правил: "читай на пользу себе, наблюдай и подражай, размышляй и работай, соблюдай во всем пользу братьев твоих, тем самым потрудишься для себя", "будь доволен всегда, всюду, всем", "... не будь скор в суждении ближнего, не порицай, еще реже восхваляй. Единому Великому Строителю Вселенной - Сердцеведцу принадлежит оценка работать "(Там же. С. 14.). Интересное положение высказывается по отношению к женщинам: "Почитай женщин, не пользуйся слабостями их и смерть предпочитай обольщению их" (Там же). Вторично Устав вольных каменщиков (1782 г.) опубликован И.В.Сучковым (Уставы вольных каменщиков России конца XVIII - XX веков // Масонство и масоны. Сб. ст. Вып. I. М., 1994. С. 90-117. ).

В Приложении текст Устава вольных каменщиков (1782 г.) вместе с вступительной статьей приводится по отдельному оттиску публикации Т.О.Соколовской (Устав вольных каменщиков (XVIII-XIX вв.). Из материалов для истории русского масонства Спб, 1907. 16 с.) в соответвии с современными правилами орфографии.

***

1. Вместо - "вас" надписано: "нас".

2. Слово "Государь" зачеркнуто и заменено словом: "Государству".

3. Вписано: "человеколюбия".

4. Мету - цель; метить - целить.

5. Вместо - "соотечественников" стоит: "сочеловеков".

6. Тук, т.е. запас.

7. Вместо - "слабости" поставлено: "робости".

8. Прибавлено: "щедрое".

9. Вписано: "эгиды".

10. Вписано: "Божеству".

11. Вместо - "личину" написано: "маску".

12. Вписано: "руку".

13. Вместо слов "человеческого племени" вписано: "в твоей помощи и дружбе. Обет природы был равенство, но человек нарушил скоро оный. Каменщик восстанавливает первобытные права человеческого племени, он не жертвует никогда народным предрассудком".

14. Лестные.

15. Вместо следующих за тем шести слов надписано: "сему оставь со смирением долю от природной твоей щедрости".

16. Вместо - "строго" надписано: "с точностью".

17. Вписано: "мудрым".

18. Слова:"в ордене" зачеркнуты.

19. Вместо слов: "паче всего есть один " вписано: "особливо должен ты содержать в памяти твоей тот".

20. Вместо слова: "законов" приписано: "церемоний, законов".

21. Вместо - "вождем" надписано: "кормилом".

22. Вписано: "всегда постоянного".

 

 

 

Hosted by uCoz