ВЕЛИКАЯ ТАЙНА

ВОЛЬНЫХ КАМЕНЩИКОВ

РАСКРЫТА

 

СО ВКЛЮЧЕНИЕМ НЕКОТОРЫХ ВОПРОСОВ,

СТАВЯЩИХСЯ ПЕРЕД НИМИ ВО ВРЕМЯ ИХ

СОБРАНИЙ И ЦЕРЕМОНИЙ

 

А также Клятва, Тост, Знаки и Приметы

для опознания друг друга.

 

Точно ва тома виде,а в котором они были обнаружены

в рабочем столе внезапно умершего масона,

 

А ныне публикуются к сведению общественности.

 

ВТОРОЕ ИЗДАНИЕ

в которое включены два "ПИСЬМА ДРУГУ",

из коих в первом рассказывается

о сообществе Вольных Каменщиков,

а во втором сообщается о Древнейшем Обществе ГОРМОГОНОВ

о его происхождении, установлении, расцвете и устройстве,

о его правилах и уставах и о том, как он проник

в Великобританию.

Включает полное собрание всех материалов поа этомуа вопросу,

доступных общественности.а Са рассказом о причинах их выхода

из Вольногоа Каменщичества,а минуяа официальнуюаа процедуру.

Впервые представленные к сведению и для пользы

общественности.

 

 

 

ЛОНДОН

Типография А.Мура близ Собора Св.Павла

1725

 

 

ааааааааааааааааааааа

 

 

 

 

 

 

аааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааа ааааааааа"... Ambubajarum collegia, Pharmacapolae,

ааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааа Mendici, Medici, balatrones, hoc genus omne.

ааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааа Mulus scabit Mulum."а Horacio

 

аа ааааааааааааааааааааааааааа"Флейтщицы, нищие, мимы, шуты, лекаря площадные...

ааааааааааааааааааааааааааааааа Осел скорбит по ослу..."

аааааааааааааааааааааааааааааа Гораций, Сатира № 2

 

 

ВЕЛИКАЯ ТАЙНА ВОЛЬНЫХ КАМЕНЩИКОВ

РАСКРЫТА

 

 

ааааааааааааааааааааааа ааааааааааааааааааааааааааааааааааВВЕДЕНИЕ

 

ааааааааааааа Этот документ был обнаружен среди прочих бумаг в рабочем столе недавно и внезапно умершего видного масона, и мы сочли возможным опубликовать ее слово в слово,а дабыа общественность получила наконец какое-то действительное представление о том, что принято называть Великой Тайной Вольных Каменщиков.

ааааа "Жил в Лувене человек,а который расклеил по городу афишу,а в которой утверждал,а что с огромным трудом и с риском для жизни он разыскал, поборола и пленил -- а теперь готов был в своем павильоне показать любому, кто сможет уплатить за зрелище шесть соверенов -- вселяющее ужас и кровожадное чудовище,а смертельного врага человечества, "особенно в часы его голода".

ааааа Со всеха концов страны потянулись люди посмотреть на это чудовище. Все они входили в одну дверь павильона и выходили из другой, у которой толпились жаждущие видеть то же,а что уже повидали они; и те засыпали их вопросами:а стоит ли зрелище заплаченных за него денега и пройденного ради него пути.а А вышедшие,а поскольку внутри павильона с них бралиа соответствующуюа клятву,а говорили:

а"Да, это невероятное существо! Никогда в жизни мы такого не видели и больше никогда не увидим!" Но через некотороеа времяа кто-то отказался хранить тайну,а и все узнали, что этим "чудовищем" была простая блоха".

ааааа Однако возвращаясьа к предмету нашего повествования,а мы,а в первую очередь, предлагаем вниманию наших читателей.

 

ЗНАКИ ВОЛЬНЫХ КАМЕНЩИКОВ

 


аааа Горло --а

ааа

аааа Ноги --ааа

ааа

аааа Руки --

ааа

 


аааа Грудь --аааа

 

ааааааааааааааааааааааааааа

 

 

ОПРОС ПЕРЕД ВВЕДЕНИЕМ В ЛОЖУ

 

ааааа В.: Мир тебе.

ааааа О.: Со надеждами моими аминь.

ааааа В.: Который час?

ааааа О.: Около шести или около двенадцати.

ааааа В.: Занят ли ты?

ааааа О.: Нет.

ааааа В.: Будешь ли ты отдавать или забирать?

ааааа О.: И то, и другое; или как ты пожелаешь.

ааааа В.: Что есть Наугольник?

ааааа О.: Прямота.

ааааа В.: Беден ты или богат?

ааааа О.: Ни то, ни другое.

ааааа В.: Можешь ли ты разменять мне это?

ааааа О.: Могу.

ааааа В.: Во имя... и т.д., вольный ли ты каменщик?

ааааа О.: Да.

ааааа В.: Кто такой вольный каменщик?

ааааа О.: Человек,а зачатый мужчиной, рожденный женщиной, брат царям.

ааааа В.: Кто такой брат?

ааааа О.: Друг и спутник князьям.

ааааа В.: Как мне опознать в тебе вольного каменщика?

ааааа О.: По знакам, пожатиям и клятве посвященного.

ааааа В.: Какова же твоя клятва посвященного?

ааааа О.: Я слушаю и таю в себе, иначе будет рассечено мое горло и язык мой вырван из уст моих.

ааааа В.: Где ты стал вольным каменщиком?

ааааа О.: В верной и совершенной ложе.

ааааа В.: Сколько каменщиков составляют ложу?

ааааа О.: Господь и Наугольник,а с пятью или семью истинными и совершенными Каменщиками, в горних высях или в дольних низинах Вселенной.

ааааа В.: Почему ложу составляют нечетные числа?

ааааа О.: Потому, что все нечетные числа людям во благо.

ааааа В.: Из какой ты ложи?

ааааа О.: Из ложи Св.: Иоанна.

ааааа В.: Как она лежит?

ааааа О.: Точно с Востока на Запад, как все храмы.

ааааа В.: Где место каменщика?

ааааа О.: У восточного окна ва ожиданииа восходаа солнца,а которое увидит свой народ в трудах.

ааааа В.: Где место Стража?

ааааа О.: Уа западного окна в ожидании заката солнца,а которое тем отпускает учеников от трудов.

ааааа В.: Кто правит ложей, руководит ею и возглавляет ее?

ааааа О.: Ира (Яхин) или Правая Колонна.

ааааа В.: Как она управляется?

ааааа О.: Наугольником и Линейкой.

ааааа В.: Есть ли у тебя Ключ от ложи?

ааааа О.: Есть.

ааааа В.: В чем его предназначение?

ааааа О.: Отпирать и запирать, и запирать и отпирать.

ааааа В.: Где ты хранишь его?

ааааа О.: В ларце слоновой кости междуа зубамиа иа языком,а илиа в сердце моем, где храню все свои тайны.

ааааа В.: Есть ли у тебя цепь от ключа?

ааааа О.: Есть.

ааааа В.: Какой она длины?

ааааа О.: Как от моего языка до моего сердца.

ааааа В.: Сколько есть драгоценных сокровищ?

ааааа О.: Три: Циркуль, Треугольник и Наугольник.

ааааа В.: Сколько есть светочей?

ааааа О.: Три: Восток, Юг и Запад.

ааааа В.: Кого они представляют собой?

ааааа О.: Троих: Отца, Сына и Святого Духа.

ааааа В.: Сколько есть колонн?

ааааа О.: Две: Яхин и Боаз.

ааааа В.: Что они представляют собой?

ааааа О.: Силу и крепость Храма во все времена.

ааааа В.: Сколько углов в ложе Св.: Иоанна?

ааааа О.: Четыре и все прямые.

ааааа В.: Как отыскать меридиан?

ааааа О.: Он там, где солнце касается западного угла ложи, покинув юг.

ааааа В.: В какой части Храма располагалась ложа?

ааааа О.: В портике Соломона, в западной части Храма, где были установлены две колонны.

ааааа В.: Сколько ступеней у истинного каменщика?

ааааа О.: Три.

ааааа В.: Разреши меня от сомнений.

ааааа О.: Разрешаю...а Весьма Досточтимый Мастер, Досточтимые Мастера и Досточтимые Братьяа Весьмаа Достопочтеннойа Ложи, откуда я следую, шлют вам привет.

 

ааааа Отзыв: Да пребудет Господь Милосердный с нами на этом собрании, и с Весьма Достопочтенной Ложей,а откуда ты следуешь, и с тобой.

 

ааааа В.: Дай мне слово Иерусалима.

ааааа О.: Гиблин.

ааааа В.: Дай мне слово Вселенной.

ааааа О.: Боаз.

ааааа В.: Истинный наш брат, как твое имя?

а ааааО.: [имярек]

 

ааааа Отзыв: Добро пожаловать, брат наш [имярек] в наше сообщество.

 

ааааа В.: Сколько особенных добродетелей свойственно каменщику?

ааааа О.: Три: братство, верность и молчание.

ааааа В.: Что они представляют собой?

ааааа О.: Братскую любовь, покой и откровенность среди всех истинных каменщиков;а которыми вольные каменщики были вознаграждены при строительстве Вавилонской башни и Храмаа Соломона.

ааааа В.: Сколько есть истинных уз?

ааааа О.: Пять:а ступняа ка ступне,а колено к колену,а рука в руке, сердце к сердцу, ухо к уху.

ааааа В.: Откуда ведет свое начало арка?

ааааа О.: Из архитектуры.

ааааа В.: Сколько есть архитектурных ордеров?

ааааа О.: Пять:а Тосканский,а Дорический, Ионический, Коринфский и Композитный.

ааааа В.: Чему они соответствуют?

ааааа О.: Они соответствуют прямой,а перпендикуляру, диаметру, окружности и квадратуре.

ааааа В.: Каково истинное слово или истинная примета каменщика?

ааааа О.: "Прощай!" (Adieu!)

 

 

КЛЯТВА ВОЛЬНОГО КАМЕНЩИКА

 

аааааааааааа Ты обязуешьсяа отнынеа служитьа Господуа всеми своими знаниями и способностями,а быть верным союзникома своегоа короля, помогать своим братьям изо всех своих сил;а пусть же те таинства, которые ты познал,а помогут тебе в исполнении этой клятвы. Да поможет тебе Господь.

 

 

ТОСТ ЗА ЗДОРОВЬЕ ВОЛЬНОГО КАМЕНЩИКА

 

аааааааааааа Я пью за наше Сообщество и заа каждогоа иза верныха и преданных его братьев, которые с честью исполняют свою клятву хранить тайну.а Как то,а что мы поклялись вечно любитьа друга друга, верно то, что никогда еще мир не знал такого Достойного, Древнего и Совершенного сообщества, как наш Орден. Пусть же мир преклонится пред нашей тайной!

аааааааааааа Я пью за тебя, Брат!

 

 

ПРИМЕТЫ ДЛЯ ОПОЗНАНИЯ ВОЛЬНОГО КАМЕНЩИКА

 

ааааа 1. Надевать и снимать шляпу,а удерживая ееа большим,а указательным и средним пальцами.

ааааа 2. Ударить три раза ребром ладониа правойа рукиа поа тыльной стороне мизинца левой, как бы рубя.

ааааа 3. Образовать ступнями треугольник,а сведяа вместеа пяткиа и разведя носки под прямым углом, или каким-либо другим способом.

ааааа 4. Взяться за руки,а соединив большие пальцы рук и указательными три раза надавить на запястья друг другу.

ааааа 5. Прошептать:а "Мастера и братья достопочтенного содружества, из которого я следую, приветствуют вас".

ааааа Ответ должен быть: "Господь да благословит мастеров и братьев достопочтенного содружества, откуда вы следуете".

ааааа 6. Три раза потереть веко указательным пальцем.

ааааа 7. После того,а как выпили, повернуть бокал или любую другую посуду вверх дном.

ааааа 8. Поинтересоватьсяа здоровьема брата;а затем выпить за здоровье друг друга.

ааааа 9. Спросить, в какой ложе брат был посвящен.

 

 

аааа аПРИМЕЧАНИЕ:а Ва годыаа правленияаа короляаа Генрихааа Шестого (1422-1461 и 1470-1471 гг. -- Прим. перев.) Парламентом было принято следующее постановление:а "Буде же злодеяние учинено,а чтобы КАМЕНЩИКИ собирались между собой на собрания и молебствия,а наказанием им да станет заключение ва крепость,а аа имуществоа иха да отойдет, по воля короля, в казну".

 

 

 

 

ПИСЬМА ДРУГУ

 

 

аааааааа аааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааа"... Nullo penetrabilis astro

аааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааа Lucus erat."а Virgil

 

аааааааааааааааааааааааааааа "...Никогда не проникнет

аааааааааааааа ааааааааааааааааааасвет за звезд полотно..."

аааааааааааааааааааааааааааааааа Вергилий, Буколики, Эклога #4

 

 

 

ПЕРВОЕ, КАСАЮЩЕЕСЯ

СООБЩЕСТВА ВОЛЬНЫХ КАМЕНЩИКОВ

 

 

 

ааааааааааааа CЭР,

ааааааааааааа Обязательство, которое Вы столь великодушно возложили на меня,а не выполнишь,а написав всего пару строк. Вы выразили желание,а чтобы я рассказал Вам о том братстве (как Вы решили его определить),а котороеа называет себя Сообществом Вольных Каменщиков, а также о различных мнениях на его счет и об узах, связывающих их.

ааааа Это, Сэр,а потребует немалого времени: во-первых, необходимо углубиться в из связи, а затем, по зрелом размышлении и раздумии, придти ка каким-тоа выводам;а поскольку необдуманные и неразумные суждения в этих вопросах могут только бросить тень на сторонников взглядов, которые мы хотим изучить, а также прибавить чести и силы противостоящим им партиям и группировкам.

ааааа Что касается их устава, то это сплошные загадки и недоговорки для всех,а кроме них самих,а и сомневаюсь,а чтобы они могли -- или хотели -- дать какой-либо удовлетворительный и полный отчет о нем. Из того же,а что я знаю,а я заключаю,а что все они находятся под действием некоторой клятвы или какого-либо другого обязательства не передавать и не раскрывать Арканы их учения никому, кроме членов их собственного общества. Это, насколько я могу заключить, является следствием того,а что он либо невероятно нелепа иа глуп, либо настолько непристоен и святотатственен, что они не хотели бы предстать с ним на суд общественного мнения.

ааааа Они высокоа ставят себя в связи с принадлежностью к Обществу Вольных Каменщиков,а при этом упражняясь в изыскании новых и неудобоусваиваемых значенийа иа пониманий слова "масон" в древнееврейском, греческом,а латинском,а английском и,а как я думаю, вообще в любом языке под Небесами.а Как мне известно, их патроном является Хирам, царь Тирский,а который,а вне всякого сомнения, был язычником, если,а конечно, он не был обращен в иудаизм после знакомства с Царем Соломоном,а что само по себе есть химера иа предрассудок,а ибо Писание, являющееся единственным первоисточником по этим вопросам, не содержит в себе указаний на этот счет.

ааааа Они рассказывают пустые сказки о дереве,а якобы, выросшем на могиле Хирама и обладавшем чудесными листьями и плодами "чудовищного вкуса" (monstrous Quality);а в то же самое время они не знают, где и когда он умер;а а о его могиле они знают не больше, чем о могиле,а например,а Помпея. Но часто для того, чтобы привлечь к себе внимание своих невежественных, полусумасшедших учеников (таких как Корчмари, Мясники и Жнецы) некоторые из их главных мастеров забивают им уши рыкающим и бессмысленным жаргоном, напоминающим цыганский,а который они называют "арабским языком". Я же придерживаюсь стойкого убеждения,а что ни один из членов общества не знает арабский лучше, чем, например, я -- китайский.

ааааа Исходя из этого,а Сэр,а сумбурнейшего учения,а они присвоили себе августейший титул Каббалистов,а а скорее,а Кабал-листов (Cabal-lists), т.е. своры ползучих, безумных отбросов общества, роящихся тесной толпой,а изничтожая в своем кругу все понятия о Науке, Разуме и Религии, стремясь изничтожить их также и во всем мире.

ааааа Чтобы разъяснить неразумные и бессмысленные их церемонии,а я спрошу Вас,а Сэр,а или их самих,а или весь мир:а посвящал ли когда-либо человек в здравом уме и твердой памяти свое время иа свои труды занятию,а о котором он не имеет ни малейшего представления? И кстати,а Сэр, не посчитали бы Вы, что достойное место в Бедламе должен занять человек,а именующий себя ювелиром,а в то время, как занятие его -- починка обуви? И не вызовет ли у Вас смех человек, которыйа именуета себяа гравером,а зарабатываяа при этом на жизнь чисткой труб.а Вот то же самое и в случае с Вольными Каменщиками; каждый из них,а предположительно, каменщик, хотя среди них встречаются и богословы,а или скорее,а пустословы, есть портные, фельдшеры,а ткачи,а и т.д. и т.д., которые не больше знают о том, чем кирпич отличается от камня и как укладывать тот или другой, чем о том, как научить борова играть на флейте или кобылу -- разбираться в алгебре.

ааааа Есть средиаа ниха некоторые,а ктоа подписываетсяа инициалами S.T.P., что, как многие предполагают, должно означать "Sacrofanctae Trinitatis Persecutores";а поскольку давно замечено, что сторонниками этих убеждений столь низменно и злонамеренноа исповедуется вераа Св.:а Афанасия;а иа что Возвышенное (нет,а даже просто Возвышенные Свершения нашего Спасителя) вызывают у многих из этих недостойных лишьа достойные всяческого порицания насмешки и презрение. Особенно уважаем именно за это некий "Папистский Ренегат", который не столь давно написал безумное сочинение "Farrago" о чуме, а потом надеялся,а что все поверят в его бредниа относительно того, что это был, якобы, перевод какого-то классического автора. Впрочем, в этом случае, перевел он этот труд так непотребно глупо и бестолково, как не смог бы никто другой.а То же, что придает наибольший блеск и наибольшее великолепие их сомнительной Каббале,а это тот факт, что им удалось заполучить в свои неопределенные и сомнительные тенета многих людей со звучными именами.а Для меня,а например, это нисколько не удивительно: ведь великие люди все равно всего лишь люди,а и они попадают в те же неверные и липкие сети,а что и стоящие ниже их в обществе. Как справедливо наблюдениеа Елиуяа Вузитянина (Книга Иова 32:9):а "Не многолетние только мудры,а и не старикиа разумеюта правду";а иа я действительно рассматриваюа многиха иза состоящих в этом обществе джентльменов, какими бы почестями и какой бы властью они ниа были облечены в светской жизни, акак такое же "украшение" Вольного Каменщичества, каким были для атеизма Юлиан иа Максентий,а илиа для арианской ереси -- Констанций и Валент.

ааааа Простите, сэр,а я чуть не забыл об одном из наиболее ВЫСКОЧКОчтимых персона этогоа Сообщества.а Он подписывается R.S.S.а или L.L.D. Иногда он трогательно величает себя Пятым Ордером: я полагаю (посколькуа он масон),а что он имеет в виду пятый ордер Архитектуры, иначе именуемый Композитным, что, вероятно, отражает тот факт, чтоа доктора представляет собой причудливую КОМПОЗИЦИЮ всевозможных предрассудков и глупостей.а Существуета ещеа одно,а что вселяет в меня гораздо большую уверенность в этом: доктор утверждает, что ему открылосьа магическоеа Слово,а этакийа фокус-покус, что-то вродеа проклятияа Ананииа иа Сапфирыа ва пятой главе "Деяний...", и он уверен также в том, что кого бы он (как член вышеупомянутого Пятогоа Ордера)а ниа подверг этому ужасному проклятию, тот непременно тут же падет мертвым, как они. Не могу себе представить, какима образома Доктора набрел на это таинственное Слово, если, конечно,а он не вычитал его ва "Пантагрюэле"а Раблеа илиа в "Фармакопее" Д-ра Фуллера,а этих двух неиссякаемых источниках всяческой бессмыслицы. Не знаю, как Вы, а я стараюсь десятой дорогой обходить Доктора,а ибо уверен, стоит нам встретиться и ему узнать меня, как из уст его вылетит ужасное Тысячесложие, и я буду мертвее Вильгельма Завоевателя.

ааааа Но теперь, Сэр, попробую вывести какое-то заключение: и если говорить оа моиха собственных воззрениях касательно этих дельцов, то мое стойкое убеждение состоит в том,а что если они вообще поддаются какому-либо определению,а по признаку принадлежности к какой-либо из сект,а существовавших или существующих в мире с древнейших времен по сей день,а то наверное, их можно отнести к ГНОСТИКАМ, берущим свое начало в трудах Симона Мага.а Эта сектаа подвергала осмеяниюа неа только христианство,а но и разумную мораль, проповедуя спасение через могущественное Знание иа Пониманиеа чего-то, а чего именно, недоступно пониманию ни одного из смертных. Они бормотали что-то о ЧУДЕСНОМ РАЗУМЕ, который они получили, никому не известно, откуда; они озадачивали и гипнотизировали необразованную толпу простолюдинов,а следовавшую за ними, предвзятыми толкованиями странныха символова типаа талисманова или непонятных слов, взятых из Каббалы, что полностью совпадает с учением современных Вольных Каменщиков.

ааааа Я склонен полагать,а что под термином "МАСОН"а ониа разумеют Строителя, аа слово "СТРОИТЬ" они понимают в переносном и метафорическом смысле;а как оно используется в "Деяниях...",а 20:32,а а также во многих других местах Нового Завета,а где слово "строить" означает "устанавливать" и "основывать" и применяется к Христианской Церкви.а Если они вкладывают в это слово именно такое значение, тогда не остается ничего другого,а кроме как заключить,а что эти господа СТРОЯТ и УСТАНАВЛИВАЮТ нечто,а что, по зрелом размышлении, они лучше бы оставили ва покое,а поскольку,а проститеа мне прямоту суждения,а я полагаю,а что в нашей превосходной религии и так уже достаточно расколов и сект.

ааааа Сэр, большеа яа покаа что не буду задерживать ваше внимание. Только прошу заметить, что если учение этих людей и содержит нечто ведущее к исправлению нравственности,а к славе Господней или к действительной пользе Человечества, то и в этом случае они совершают непростительный проступок,а скрывая его от мира. Однако если напротив, в их учении содержится нечто неприглядноеа иа неугодное Господу, тоа очень жаль,а что общественности почти ничего об этом неизвестно, и она не в силах противостоять этомуа иа этоа исправлять, ибо "Diu crescentes nugae, floreant in miserias".

 

аааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааа Остаюсь, СЭР,

аааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааа Вашим покорным слугой

 

аааа ааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааVERUS COMMODUS.

 

ааааа P.S. С тех пор,а как я начал писать это письмо, на глаза мне успел попастьсяа небольшойа трактата под названием "Великая тайна Вольных Каменщиков раскрыта",а в котором содержатся,а насколько я понял, образцы вопросов, которые обычно задают членам этого Сообщества на их посвящениях,а собраниях и пр.а Также там описаныа их клятвы, тосты,а приметыа иа пр.а Я прилагаю этот трактат к своему письму, чтобы пролить для Вас чуть больше света на это якобыа таинственное общество. Из него вы поймете, какую тайну эти люди могут сделать из своего невразумительного жаргона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВТОРОЕ, КАСАЮЩЕЕСЯ

ДРЕВНЕЙШЕГО ОРДЕНА ГОРМОГОНОВ

 

 

 

ааааааааааааааа СЭР,

ааааааааааааааа Со времени моего последнего письма к Вам одним китайским мандарином,а обладающим высоким титулом иа несметныма богатством ва своейа стране в Англию был "перевезен" Достопочтенный Орден Гормогонов, и я не могу отказать себе в удовольствии представить вам подробный отчет о том, что мне удалось узнать из того, что произошло или было опубликовано со времениа егоа прибытия,а о проникновении этого Общества на наш Остров.

ааааа Вы, Сэр,а и без меня,а уверен, прекрасно знаете, что китайцы утверждают, что существуют письменные свидетельства существования их культуры за несколько тысячелетий до Адама;а теперь же я собираюсь сообщить вам о том,а что первый их верховный правитель, или Император, как его именуют с тех самых пор,а и которого, несмотря на то,а чтоа европейские историки часто приводят несколько других вариантов его имени,а в самом Китае величают Чин-Кво-Ки-По, и является основателем этого ордена,а учрежденного им ради преуспевания и процветания наук в этом Царстве Философов за несколько столетий до Адама.а Я должен признать, что древность этого ордена не является единственным предметом гордости его членов, и кроме нее, они гордятсяа такжеа и тем,а что главной целью их ордена является построение своей работы на ЗАСЛУГАХ его членов; в этой связи они, на мой взгляд,а вполне закономерно,а противопоставляют свой орден всем прочим,а которые не принимают в расчет никаких характеристик своих членов, кроме вступительных взносов, а также, впоследствии, их способностей к обжорству и пьянству, что, естественно, порочно приводит в конечном итоге приводит к тому,а что в этиа сообщества доступ открыт равно достойным и в высшей степени недостойным.

ааааа У этого ордена,а как и у иного,а о котором я уже имела честь писать Вам, есть своя ТАЙНА и, насколько мне известно, весьма необычная; но в чем я в достаточной степени уверен,а это в том, что в ееа природеа нет ничего оскорбительного для приличий,а морали и нравственности Человечества. Поскольку принципиальной целью этого сообщества является развитие наук и искусств, господа недюжинного и искушенного ума, являющиеся его членами, постоянно снабжают Общество весьма интересными трудами, как в прозе так и в стихах, по всем отраслям науки,а как естественной,а так иа гуманитарной.а По этой причинеа талантливых механиков ни в коем случае не побуждают покинуть этот Орден,а а наоборот,а поощряют к дальнейшемуа совершенствованию, каждогоа ва своейа сфере.а Равноа неа считают они и чем-то предосудительным развлечь и порадовать друг друга приятной песней, кольа скороа этоа не противоречит доброй нравственности и правилам пристойности, а также не затрагивает интересов политики.

ааааа И исходяа из этого,а я спешу сообщить Вам,а что единственным вопросом, запрещенным к обсуждению на собранияха Ордена,а --а это политика их родной страны;а и это действительно прекрасное и важнейшее правило,а поскольку общество состоит из высокоученых людей всевозможных областейа знания,а иа никтоа неа может быть исключен по причине несоответствия его личного мнения общему, среди членов могут возникать дискуссии и споры,а которые могут привести к раздорам и вражде,а проповедь неприемлемости которых,а по всей видимости, является для них важнейшим, принципиальным положением.

ааааа После того, как характеристика кандидата изучена и принята к сведению (что,а насколькоа мне известно,а происходит нескоро и по весьма строгим критериям отбора), процедура приема довольно проста. Вместо установленного официально вступительного взноса в размере трех,а четырех или пяти гиней,а как это принято, например, у Вольных Каменщиков,а они вносят некоторую сумму,а которую считают достаточной и необременительной для себя,а правда, начиная, правда, с какой-то определенной небольшой суммы, выраженной в рупиях. (Рупия -- китайская денежнаяа единица,а приблизительноа равнаяа 2 шилл. 6 пенсам.)

ааааа УМЕРЕННОСТЬ также является неоспоримой ценностью в их среде, что должно служить им порукой в преодолении тех рифов, на которых потерпели нравственное крушение столь многие;а и небольшие штрафы и удержания за совершенные против устава Ордена проступкиа вручаются особому должностному лицу, или ГУРУ, то есть, казначею, чтобы потом бытьа потраченнымиа наа нуждыа благотворительности,а как только возникаета ка этомуа повод,а или же на развитие наук и искусств; а кроме этого,а определенная сумма собирается, откладывается иа сохраняется для проведения совместного пиршества -- раз в квартал, раз в полугодие или раз в год, мне пока точно не известно -- призванное еще больше сплотить членов Ордена, принадлежащих к разным капитулам.

ааааа Человек, возглавляющий весь Орден в целом,а должен быть непременно человеком недюжинного ума и твердых нравственныха принципов, которыйа именуется,а насколькоа мне известно,а Всевселенским Вольгеем. Его интересы представляет другое должностное лицо, именующееся Вторым Вольгеем, который осуществляет практическое руководство Обществом. Существует и еще одна группа Великих Офицеров, которые носята названиеа Пресова и возглавляют работу в отдельных капитулах и несут полную за них ответственность, руководствуясь в своей работе Генеральным Статутом Ордена. Имена этих офицеров мне неизвестны, но все они,а насколько я знаю,а взятыа иза китайского языка.

ааааа Из этих данных,а которые мне удалось заполучить,а хотя яа не был удостоен чести стать гормогоном,а Вы, Сэр, наверняка поймете, насколько этот Орден достоин высшей похвалы,а а также то, что эти люди НЕ СТЫДЯТСЯ освещать, в определенных рамках, конечно, цели и задачи своего ордена перед общественным мнением.а Я говорю "в определенных рамках",а поскольку все они трепетно охраняют то,а что они называют Великой и Наиважнейшей ТАЙНОЙ своего Ордена, в которую не имеет морального права проникнуть никто,а кроме прошедшего длительное обучение и несколько посвященийа гормогона.а Вы,а Сэр, также будете,а я уверен, более высокого мнения о самой этой Тайне (хоть она и находится за пределами понимания "профанскогоа мира", когда поймете,а чтоа ониа не кривляются и не принимают выспренних поз для того,а чтобы представитьа ва глазаха общественностиа свои предрассудки и пустячные рассуждения великими тайнами,а а действительно великие тайны -- предрассудками и пустяками.

ааааа Представив Вама такима образома данные,а которые мне удалось собрать об этом Обществе,а я хотел бы еще занять ваше время, приведя несколькоа отрывкова иза печатных материалов,а относящихся к данному вопросу. Первый из них взят из "Daily Post" от 3-его сентября прошлогоа года,а хотяа до меня и доходили слухи о том,а что этот орден попал в Англию за многоа лета доа этого,а иа несколько джентльменов организовалиа его капитул под руководством и в резиденции мандарина Хан Чи,а не собираясь открыто заявлятьа оа своем существовании. Однако видимо,а какие-то хлопотливые господа, вызнавшие какие-то мелкие подробности оба иха Обществе,а иза которых они, собственно,а не делают тайны,а например,а как тот факт,а что собрания их проходят в таверне "Замок" на Флит Стрит,а -- решили, думая, что таким образом заденут еще и Вольных Каменщиков,а опубликовали объявление следующего содержания:

 

аааа а"На том основании, что действительно Древнейший и Достойнейший Орден Гормогонов, учрежденный Чин-Кво-Ки-По, первым императором Китая (по утверждению его членов) за много тысяч лет доа Адама, Всевселенскима Вольгеема коиегоа Орденаа в свое время был сам Конфуций, не столь давно был привезен в Англию однима мандарином, после чегоа несколькоа достопочтенных джентльменов были приняты и посвящены в таинства этого блистательногоа сообщества,а ониа совместно постановили избрать местом собраний учрежденного ими Капитула таверну "Замок" на Флит Стрит,каковое решениеа былоа принято по просьбеа несколькиха высокопоставленных особ.а В связи с этим, достопочтенная публика извещается о том,а что у дверей таверны не будет стоять Привратник с обнаженным мечом,а что не будет никакой темной комнаты с винтовой лестницей и что ни один масон неа будет допущен в число членов Ордена до тех пор,а пока он беспрекословно не отречется от своего балаганногоа орденаа иа соответственноа не сложит с себя приобретенные там степени посвящения.а N.B. В число членов Достопочтенного Сообществаа былиа принятыа Великийа Могол, Царь Московии и Князь Тукмас, однако в членстве было отказано ре волюционеру Меривею, к его сильнейшему огорчению. Вскоре мандарин отбывает в Рим со специальной миссией, состоящей во вручении достойного подарка от Древнейшего Ордена Его Святейшеству; существует вероятность того, что тогда же произойдет и посвящение в таинства Ордена всей Коллегии Кардиналов.а Достопочтенная публика узнает о дате и времени собрания Капитула из газет".

 

ааааа После появления этого сообщения многие джентльмены,а которые до того времени ничего не знали об этом ордене,а начали приходить в тавернуа "Замок",а чтобыа выведать какие-нибудь подробности;а и среди них автор колонки "Простой торговец"а (человека весьмаа известной проницательности и несомненного таланта,а что он всем нам демонстрирует своими прекрасными трудами,а приходящими ка нама по понедельникам и пятницам),а который пришел туда лично,а также для того, чтобы получить какие-то более конкретные данные;а в таверне он встретился с личным секретарем и переводчиком мандарина, который поведал ему столько прекрасного об Ордене и его целях и задачах, что наш джентльмен выразил горячее желание стать его членом. Однако, К НЕСЧАСТЬЮ для джентльмена и к величайшему сожалению переводчика, он оказался франкмасоном и не мог поэтому быть принят, до тех пор пока не сложит с себя свое нынешнееа посвящение,а формально отрекшись от Ордена Каменщиков. Наш джентльмен не мог найти себе места от горя,а поскольку не сумел убедить себя в необходимости послужить первым примером,а своего рода образцом сложения с себя посвящения,а однако ушел он оттуда с таким высоким мнением об Ордене,а чтоа наа следующий же день выступил в своей колонке с изысканным философским трактатом о предубеждениях и самозванстве, который Выа сами можете прочесть в известной Вам прекрасной газе те, а потом опубликовал там жеа исполненноеа пафосаа обращениеа к своим Убратьям по запону и мастерку". Вскоре Переводчик, не менее удовлетворенный своей беседой с нашим джентльменом,а его прямотой и интересом к Ордену,а составил подробный отчет об их беседе, который затем отослал мандарину;а Блистательный же Хан Чи (а именно так его зовут),а удовлетворенный написанной Переводчиком характеристикой нашего джентльмена, удостоил его собственноручного письма с просьбой отречься от Общества Каменщиков,а обещая ему в этом случае всевозможные почести и отличия в Орденеа Гормогонов,а причем, все это так доходчиво,а изысканно и вежливо, как это принято у восточных народов.а В то же время,а он приложил к своему письму послание другого Великого Мандарина,а Син Шо, имевшего резиденцию в Риме,а в котором тот живописал то уважение, которым Орден пользуется в этом городе, некогда столице величайшей империи. Патетические призывы "Простого торговца" к его "грешныма братьям",а как он именуета их,а письма Хан Чи и Син Шо,а а также ответ "Простого торговца" взяты из той же газеты от 14-ого сентября, #51:

 

ааааа "Я неа собираюсьа оправдыватьа своеа Братство -- имея в виду Достопочтенное Общество Вольных и Принятых Каменщиков --а говоря, в этом случае, о том суетном и бесцельном шуме, который оно успело поднять в мире. Какие только фантастические истории не рассказывались оа нем для отвлечения,а привлечения и развлечения зевак!

аааааааааа Сколько проникло в него тех,а кому там совершенно нечегоа делать, кто этим атолькоа повредил самому себе и уронил и себя,а и данную организацию в глазах общественного мнения! Сколько позора и нареканий обрушилиа мыа на свою голову и на Древнейшее Братство в целом, плодя сотни и сотни бездельных прозелитов с помощьюа существующей дешевой и проституированной практики приема!а Мне больно и обидно осознавать все это, когда я вижу, как эти пустые, праздные и невежественныеа мужланы проникают в наши ложи и получают доступ к нашим таинствам.а Я уже неоднократно выказывал протест по этому поводу ва частныха беседах с собратьями,а а теперь пользуюсь этим случаям, чтобы высказаться публично,а как я привык.а Мое глубокое убеждение состоит в том, что проституирование, которому наш орден подвергается в последнее время, граничит с изменой ему. Недостойные потомки Стекольщиков, Ткачей, Столяров и Брадобреев, допущенные в наши ряды,а не только обрушили лавину презрения на наше общество, ноа и поставили его на край настоящей пропасти.а Протесты по поводу этих злоупотреблений исходили даже от людей, не принадлежащих ка Сообществу.а Я даже неоднократно слышал саркастический вопрос: `Почему бы нам не допускать на свои собрания женщин, коль скоро мы свободно допускаем на них портных?' Честно признаюсь,а я встречал среди женского пола личности,а которые, при таких критериях приема,а в высшей степени достойны посвящения в Братство.а У меня есть весомые причины опасаться,а чтоа нашиа тайныа наа грани раскрытия. Со времени их принятия, я слишком во многих своих собратьев наблюдал

 

 

".......Coecus amor sui,

Et tollens vacuum plus nimio Gloria verticem

Arcanique Fides prodiga, perlucidior vitro",

 

ааааааааааааа что строжайшим образом запрещают нашиа Конституцииа иа Уставы;а и что, са другойа стороны,а служило в высшей степени отличительной чертой римских Коллегий, когда в годы царствования цезаря Августа туда принимали всякие отбросы общества;а об этом,а кстати, горько сожалел наша брат Гораций,а горько сетуя на создавшееся положение вещей в своей "Оде Вару",а который был в то время Великима Мастером. Однако какими бы свободами, исключительно по их собственному рассуждению и разумению,а многие считаюта себяа вправеа явноа или скрыто пользоваться, я не могу поддержать их в этом.

 

"......... NON EGO TE...

INVITUM QUATIAM: NEC...

SUB DIVUM RAPIAM......."

 

ааааа Мои читатели женского пола и, боюсь, многие из членов Братства в этом месте могут остановиться и с ненавистью воззритьсяа на прочитанное, точно в этих строках я выболтал всю ТАЙНУ.а Мой добрый друг Тони Джингл, бросив взгляд на страницу рукописи, когда я заканчивал эту статью, спросил у меня, нельзя ли расшифровать вышеприведенные слова и точки так,а чтобы получилось знаменитое Масонское Слово.а Но что мне до простецов,а которым хватит и такого Знания? Я обращаюсь сейчас к моим грешным братьям,а чтобы убедить их ва том,а чтоа иха собранияа и работы последних лет плодят лишь предрассудки и болтовню в противовес Истине Господа нашего иа закону нашего верховного правителя,а Его Величества Короля. Тревожные сообщения о вызывании Дьявола,а о ведьмах, таинственных лестницах, веревках с петлями,а обнаженных мечаха иа темныха комнатах распространяют смятение и страх. Деловыми связями и долгом по отношению к своей семье у нас становится принято постыдно пренебрегать; и если Правительство не введет в действие настоящие законы, направленные против нас,а это будет не что иное,а как невероятное везение илиа же просто его просчет.а Что же касается меня самого, то я настолько предан английским людям добройа волиа иа настолько близко к сердцу принимаю все то,а что связано с нашим древним Орденом, что я принял твердое решениеа никогдаа болееа неа посещать свою ложу до тех пор, пока наш Великий Мастер не предпримет определенные шаги к тому,а чтобы пресечь этоа беззаконие,а подвергнув строгому иа неотвратимому взысканию всех членов Братства без исключения. Я ни в коем случае не хочу сказать,а что собираюсьа пре-

анебречь нашими тайнами и,а тем более,а разгласить их;а но я готов с радостью вступить в иное Общество,а котороеа видитсяа мнеа лучше устроенным и управляемым.

ааааа А теперь, анамекнув уже моим читателям на некоеа "иное"а общество, или орден, я хочу предложить их вниманию два письма, первое из которых было адресовано лично мне,а а второе,а из Рима, -- автору первого.

 

ааааа "ХАН ЧИ -- Британскому "Простому торговцу":а Будьте здоровы!

 

ааааааааааааа Мудрейший СЭР,

ааааааааааааа Благодаря содействиюа моего секретаря и переводчика, я ознакомился со всеми писаными плодами ваших раздумий,а и теперь пишу это послание, чтобы выказать Вам свое уважение.

ааааа Мне сообщили,а что Вы откликнулись на объявление,а опубликованное в газетах, и что Вы не сочли за труд посетить таверну "Замок" на Флит Стрит,а чтобы получить могущие пойти вама наа пользу данные, касающиеся моего пребывания в Англии. Ваш интерес к нашим делам и разговор,а который у Вас состоялся с моима секретарем,а и я счастлива вознаградитьа интереса человека ваших достоинств так, как я собираюсь это сделать.

ааааа Законы иа Конституцииа Древнейшегоа иа Блистательного Ордена Гормогонов обязывают нас быть весьма осторожными и осмотрительными приа отбореа новыха членов.а Неоспоримые добродетели кандидата всегда являлись для нас самымиа лучшимиа рекомендациями.а Никакой общественный пост,а никакой титул и никакой уровень материального благосостояния не может служить пропуском в нашеа древнееа Братство. Мыа неа склонны к предрассудкам и излишней разборчивости при оказании этой высокой чести; любая попытка проникнуть к нам будет бесплодной, если кандидат не обладает истинными Достоинствами.

ааааа Однако мое пребывание здесь будета кратким.а Соответственно, от меня невозможно ожидать,а чтобы я оказался в состоянии пригласить в наш Орден многих достойных джентльменов; с другой стороны, я не смогу предать интересы Ордена и свое доброе имя, даровав эту честь всем желающим;а однако в этом городе мне уже известныа несколько людей,а обладающиха всеми необходимыми достоинствами,а и я буду рад принять их, и мало того, я уже дал им в этом свое слово.

ааааа Я сочтуа заа честьа и благо для нашего Древнейшего и Блистательного Ордена,а который сам по себе естьа наивысшееа благоа для всех его членов,а если Вы,а мудрейший Сэр, согласитесь принять ту честь, которую я имею право даровать Достойнейшим. Я должен признать, правда,а что,а согласноа правилам нашего Ордена,а Вы прежде всего должны будете сложить с себя посвящение, отречься и навсегда покинутьа сообщество Франкмасонов;а однако я уверен,а что Ваша способность к здравому суждению поможет Вам осознать преимущества нашего Ордена по сравнению с тем,а другим,а и я надеюсь, вы предпочтете стать НАШИМ братом.а Ничто не огорчило бы меня больше при моем отъездеа иза Лондона,а чем невозможность включить Ваше имя в список, который я обязан переслать Всевселенскому Вольгею в Китай.

 

ааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааа Остаюсь, мудрейший СЭР,

аа ааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааВашим любящим другом,

 

ааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааа ХАН ЧИ."

 

 

ааааааааа "СИН ШО -- ХАН ЧИ, Лондон: Будьте здоровы!

 

аааааааааааааа Блистательнейший Брат и Друг,

аааааааааааааа Поздравляю Вас со столь скорым путешествием,а которое удалось Вам совершить от двора Юной Софии в Персии до острова Британии. Са нетерпением ждем Вашего прибытия в Рим.а Его Святейшество благоволит нашему Ордену, а кардиналы исполнены нетерпения иа горят желанием стать первыми Избранными.а Наш Досточтимый брат Гормогон и брат мандарин Чан Фуе здоров иа приветствуета Вас.а Со времени моегоа прошлого письма я получил новые сообщения из Пекина, подтверждающие уже имевшиеся у меня данные о том, что наш государь, Егоа Величествоа Императора остаетсяа непримиримым врагом миссионеров-иезуитов; но я постоянно молю Господаа заа то,а чтобы плохой прием,а оказанныйа им на нашей родине не заставил бы европейцев плохо относиться к нам. Берегите свое здоровье.

 

ааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааа Прощайте.

 

аааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааа СИН ШО."

 

 

ааааа Я с благодарностью подтверждаюа туа великуюа честь,а которую оказал мне блистательный мандарин Хан Чи; и хотя я не могу заставить себя сложить с себя посвящение,а как этого требуют законыа и устав Древнейшегоа Ордена Гормогонов,а я восхищаюсь и преклоняюсь перед их истинными и непоколебимыми добродетелями, особенно в том, что касается невозможности для них включить никого, кроме истинно достойного человека,а ва список,а представляемыйаа Всевселенскому Вольгею. Более того, я склонен рассматривать строгость и непримиримость гормогонов как модель поведения, которую следует ввести в будущем в Сообщество Вольных каменщиков;а и если в моих силах будет разузнать в этом направлении что-либо еще,а что можета послужить на пользу нашему Братству,а они могут положиться на мою зоркость и верность.

 

[Конец цитаты из "Простого торговца"]

 

аааа аНе могу понять, зачем такому достойному всяческих похвал и в высшей степени почтенному обществу, как Орден Гормогонов, отдельно оговариватьа исключениеа иза своих рядов франкмасонов,а и даже просто замечать это братство, если только определенная доля истины не содержится в одном сообщении, которое я несколько раз получал из разных источников, но которому не могу полностью доверять, поскольку ниа один из этих источников не был посвященным и достаточно образованным гормогоном.а Сообщение это гласит,а что Мандарин якобы рассказывал, что много лет назад двое бесталанных и нелепых проходимцев,а которые, по случайности, были масонами, пытались насаждатьа средиа простого народа Китая свои неоформленные и примитивные взгляды, рассказывая об Адаме, Соломоне, Хираме и неизвестно, о ком еще, и, будучи истинными приверженцами своего Искусства по духу,а стремились убедить своих слушателей в том,а что Адам была первыма человекома наа Землеа (чтоа ва Китаеа считается ересью), а легендарный император Чин-Кво-Ки-По, основатель Ордена Гормогонов, родился несколькими столетиями позже библейского патриарха; затем же, если верить этому рассказу, они даже обесчестили однуа старую женщину высокого происхождения под предлогом (как они объяснили) попытки сделать ее европейской хирамиткой; оба они былиа пойманыа иа должныа были публично высказать свои убеждения, после чего,а с вырезанными на груди иероглифами, повествующими об их ереси и преступлении против старухи, они были повешены спина к спине на столбе высотой в 20 футов,а специально воздвигнутома для этой цели посреди обширной равнины в нескольких милях от крупного города Нанкина, где они и были оставлены на растерзание птицам; и с тех пор непременным условием приема в Орден Гормогонов для членов этого Братства является сложение с себя посвящения и т.д.а Но этот рассказа яа оставляюа без комментариев и предлагаю Вам самим решить,а верить ему или нет, поскольку я ни разу не слышал его из уст настоящего гормогона. На мой же взгляд, описание этого происшествия со старухой позволяет заподозрить здесь, как говорят наши прожженные политики, "некоторую долю преувеличения"; в самом худшем случае,а мне кажется,а что достойная матрона несколько переусердствовала в выдвижении обвинений, ибо ей скорее пошли навстречу, нежели сломили ее сопротивление.

ааааа Но, как бы то ни было, многочисленные достоинства и добродетели Древнейшего Ордена Гормогонова настолькоа встревожилиа Сообщество Вольных Каменщиков,а что те наконец осознали живую необходимость исправить те недостатки,а которые сумели закрасться ва их Братство; и вскоре заинтересованные люди с удовлетворением прочли в газетах объявление следующего содержания,а которое я с радостью предлагаю Вашемуа вниманию,а такжеа оставив его без комментариев, предполагая, что Вы сами прокомментируете его так,а кака этоа Вам будет угодно:

 

ааааа "В деньа Св.Михаила,а приходящийсяа наа 29-ое число текущего сентября, в таверне "Св.Альбан",а что на Сент-Элбен Стрит, состоится новая ложа,а которая займется рассмотрением пороков, закравшихся в последнее время в Древнейшее Братство Вольных Каменщиков, где ожидаетсяа присутствие всех истинных старых масонов,а которые будут споспешествовать своим основателям,а а именно Иавелю, Иювелю, Тубал-Каину и сестре их Нахаме, а также Ниневее, Марку, Гракху, Эвклиду,а Иерониму, аКарлу Мартену,а Ательстану и иха доброму другу Св.Альбану, возлюбившему каменщиков.

ааааа Ожидается присутствие всех Отцов,а Мастеров иа Стражейа лож, для которых нет ничего драгоценнее Братства. Не допускается никто с посвящением ниже седьмого градуса. Для прочих вход, как обычно, при обнаженных руке и колене".

 

ааааа Таким образом,а Сэр,а я поведал Вам все, что мне удалось узнать по интересующему Вас вопросу, и если Вы услышите от меня еще что-либо на эту тему,а то скорее всего, это будут всего лишь несколько замечаний по поводу этой пустейшейа книгиа "Конституцииа и т.д. Вольных Каменщиков", написанной, насколько мне известно, одним пресвитером и с помпой расхваленной одним преподобным консер ватором, гением математики.

 

аааааааааааааааааааааааааааааааа ааааааааааааааааааааааПока же остаюсь, СЭР,

аааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааа Вашим покорнейшим слугой,

 

ааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааа VERUS COMMODUS."

 

ааааа P.S. Соа времениа окончанияа этого письма в мое распоряжение успело поступить сообщение,а которого я столь долго ожидал, относительно ПРОИСХОЖДЕНИЯа слова "Гормогон";а и поскольку эти данные весьма многозначительны и любопытны,а и из них неа делаюта тайны, мне ничего не остается, кроме как с радостью сообщить их Вам. Таким образом,а я полагаю,а что это сложное слово, состоящее из китайских корней,а которое должно означать "Человек, постигший Свет за счет Людской Любви,а Совершенства своего Талантаа иа Древности Происхождения". В этом невероятно выразительном языке "ГОР" означает "брат" или "друг", т.е. самый величественный титул на Земле; "МО" -- "слово могущества", приставка, прибавляемая к любому слову для обозначения выдающихся качеств отображаемого им понятия; а "ГОН" означает "древность" или "продолжительность существования".

ааааа Примечательно, что китайская провинция Могон, которая была в свое время родиной, резиденцией и наследственной вотчиной легендарного Чин-Кво-Ки-По (судя по ее названию, "Превосходнейшая и Древнейшая Земля"), --а однаа из самых богатых и процветающих провинций этой обширной империи.

ааааа Коротко говоря, Сэр, на меня это замечательное общество произвело столь прекрасное впечатление,а что я только жду Вашего вашего возвращения из имения,а ни секунды не сомневаясь в том,а что Вы объедините Ваши усилия с моими, чтобы претендовать на посвящение (как ни недостоин этого, скорее всего, Ваш покорный слуга!) в этот достопочтенный Орден.

ааааа А теперь я предлагаю Вам посмеяться вместе со мною над тщетными усилиями бедных масонов (которые,а насколько мне известно, в настоящее время прячутся и встречаются между собой по разным темным углам) опровергнуть тот очевидный факт,а что, если уж они утверждают, чтоа ведута своеа летоисчисление от строительства Вавилонской башни,а то значит, сам орден их основывается на Беспорядке. Мнеа ва сове время очень понравилось то,а что сказал по этому поводу один ученый гормогон,а слова которого я приведу здесь полностью: "Мыа неа имеем ничего против того,а чтобы эти камнетесы и пескосеятели, эти неудачливыеа охотникиа заа чем-тоа иным,а кроме простого механического труда,а к которому и только к которому они и приспособлены,а но которые так любят исходить пустыма хвастовством поа поводуа своей "избранности",а -- вели свой род от любого стиха Священного писания,а в котором упоминается хоть оа каком-то строительстве, происходившема ва древности:а будьа то Вавилонская башня, Ноев ковчег или даже хижина Адама.а Мы даже склонны позволить има пойти дальше этого в своих изысканиях и утверждать,а что орден их существовал еще до созданияа Земли,а средиа инфернальных строителей ПАНДЕМОНИУМА,а иа ва качестве доказательства приводить авторитет великого Мильтона;а и поскольку древность происхождения -- иха единственнаяа гордость,а ониа са тем же успехом и столь же обоснованно могут вести свое происхождение о столицы Ада,а кака и от Вавилона.а Ноа пусть хоть один раз они недвусмысленно докажут, что, во-первых и в-главных, те достоинства, или нравственные нормы,а направленныеа на улучшение человеческой природы,а укрепление морали, развитие наук и искусств, о которых они столь гордо заявляют,а действительно являются предметом их неистощимого интереса; а во-вторых,а что хоть один из франкмасонов стал после посвящения действительно болееа мудрым или просто лучшим человеком;а и наконец, в-третьих,а что они не во всем и не всегдаа следуюта примеру таких своих основателей (по их же словам), как Каин, Немврод, Семирамида и строители Вавилонской башни,а -- и я с чистыма сердцем отдам свой голос за то, чтобы их принимали в наш Орден без сложения с себя посвящения,а и чтобы они не были большеа посмешищема в глазах всеха людейа Здравогоа Смыслаа и нелепыми шарлатанами -- в глазах простецов".

ааааа Завершил жеа свою тираду он язвительнейшим выпадом:а "Тот же факт, что масонов часто видят буквально уползающими со своих собраний ва недопустимоа (для разумного человека) поздние часы ночи, может служить отличным доказательством их связи с библейскима Ноем, в том хотя бы, как он упился хмельным соком плодов сада своего и открыл свою наготу Симу, Хаму и Иафету".

 

 

 

МАСОНСКОЕ ИСПЫТАНИЕ

 

ааааа Первое из "так называемых" разоблачений масонства было опубликовано ва газетеа "Flying Post" или "Post Master" #4712 от четверга, 11 апреля -- субботы,а 13 апреля 1723 г.а Начинаяа са того дня, по настоящее время свет успели увидеть сотни и сотни всевозможных "испытаний" и "катехизисов",а и, в основном, можно утверж дать, чтоа всеа ониа несута наа себеа явный отпечаток "фамильного сходства" со своим своего рода "оригиналом", который приведен ниже.

ааааа (Так называемое) "раскрытие" тайны масонов образца 1723а г., конечно, былоа поданоа читателяма как составленное из материалов, найденных у внезапно умершегоа масона,а некоегоа "братаа .....а"; формула, са которойа уже хорошо были знакомы читатели последующих опубликованных "катехизисов"; это доказывает, вместе с тем, и то, что наши предки-масоны уже тогда,а 150 лет назад, оставили далеко позади своих немецких братьев, используя писаные или печатные ритуалы; как бы то ни было, изучающему данный вопрос небезынтересно будет прочесть материал, предлагаемый его вниманию.

ааааа Это, например,а скорееа всего,а прямоеа отношение ко Второму градусу (который в то время был в Великой Ложе и последним); упоминание оа меткеа Мастераа и образе Арки -- и насколько можно судить, это первое упоминание арки в применении ка масонствуа --а и прочих деталях, встречающихся в Конституции 1723 г., составленной доктором Андерсоном.

 

 

[ ИЗ ГАЗЕТЫ "FLYING POST", #4712 ЗА 1723 Г.]

 

Авторам газеты "Flying Post".

 

ааааа Древнее братствоа Вольныха и Принятых Каменщиков во все века по достоинству считалось единственным из всех сообществ, которому удалось беспрекословноа и нерушимо поддерживать две главные и истинные Колонны любого товарищества: Молчание и Согласие; с самого начала времена произошела одина только такой случай,а чтобы масон предал священные Арканы своего общества; а именно случай с Самсоном, которыйа в действительности оказался Иудой и понес заслуженное наказание.а (Отсюда берет свое начало крылатая фраза, которой характеризуют того,а кто выбалтывает все,а что знает:а "Он того и гляди опрокинет на себя свой дом".)

ааааа Все этоа сталоа причинойа множества различных размышлений на этот счет всего остального человечества, которые в свою очередь, привели к бесчисленным дискуссиям и разногласиям.

ааааа Безусловно ясны и не подлежат сомнению те факты,а чтоа собственно Каменщичествоа является наиболее МАТЕРИАЛЬНОЙ частью Архитектуры, обладающей определенным содержанием и определеннойа формой; что Вольные Каменщики -- не просто любопытные и праздные гуляки, а трудолюбивые и честные люди, стремящиеся преуспеть в своей собственной профессии; что Достопочтенное Сообщество -- не организация, стремящаяся изменить что-либо в делах религии или плетущая нити заговоров против существующего государственного строя; что оно никаким образом не пересекается и неа вторгаетсяа ва дела прочих общества и корпораций,а сколь значимы они бы ни были в общественной жизни страны;а и что зная обо всех этиха отличныха его качествах, разумныйа человек с должными уважением и почтением будет относиться к его членам, его ложам и его Конституции.

ааааа Но верноа также и то,а что есть в нем и люди недостойные,а и выбалтывающие их тайны, которые, поскольку сами они давно утеряли способность удерживать что-либо в себе или нашли ей неверное применение, завидуют тем, кто сохранил дар хранить тайну и верность, и поэтомуа этиа недостойные предатели,а как показали исследования последних лет, тысячи раз умудрялись выставить свое Достопочтенное Сообщество наа всеобщееа осмеяние или порицание,а в чем им немало способствовали некоторые неразумные женщины,а которыеа (поскольку по весьмаа понятным причинам их пол считается недопустимым к принятию в Братство) чувствуют себя униженными и постоянно ищута путей мести.а Этоа именноа теа люди,а которые разгласили некоторые, пусть и выглядящие пустыми и глупыми,а жесты,а знаки илиа обряды, при этом выдавая их за самую основу масонства. Отрывок, приведенный ниже, является одним из ярких примеров такой их злонамеренной деятельности, который,а по их словам, достался им в виде рукописи после внезапной смерти одного из их братьев;а ва действительности же этоа явноа бессмысленный пасквиль,а равно оскорбительный и для всего Общества в целом и для каждого из его Досточтимыха Братьев, в частности, многие из которых ежедневно предстают перед монархами и покрыты славой, почестями и облечены титулами и властью.

ааааа Я ни в коем случае не собираюсь выступать в защиту репутации Братства: его многочисленные ложи не нуждаются в рекламе илиа защите какого-либо рода; точно так же ни силой, ни хитростью, точно безумных или детей, нельзя заставить его верных членов разгласить уроки и поучения,а преподанные им их Мастерами и Стражами;а наоборот, во все времена они верны духу высказывания мудрого Царяа Соломона -- в свое время, Великого Мастера Масонства и Архитектуры, -- касающегося судьбы Самсона, о которой было упомянуто выше: "Да падет глупец пустословный!"

ааааа Когда масон проходит посвящение,а после того, как ему вручат две пары белых перчаток,а мужских и женских,а а также кожаный запон, он должен услышать .......а своейа ложиа [така ва текстеа -- Е.К.], который зачитывает ему Мастер.а После этого Страж подводит новопосвященного к Мастеру Братьям,а каждому из которых он должен сказать:

 

ааааа "По своей воле и без принужденья

аааааа Хочу я масоном стать без промедленья".

 

ааааа После этого он клянется не разглашать тайн своего Сообщества, в случае нарушения этой клятвы готовясь подвергнуться перерезанию горла, а также двойному проклятию и вечным мукам в Аду. Затем ему завязывают глаза, и церемония .......а [так в тексте -- Е.К.] завершена. После этого он должен изучить чуть ли не тысячуа различных ритуальных поз и гримас, которые он тренирует, пока у него не получится, как нужно.

ааааа После этогоа самыйа молодойа из масонов шепчет на ухо соседу слово "махбин", которое, передаваясь по цепочке, доходит и до новопосвященного, у которого на лице уже должно быть нужное выражение. Затем новопосвященный произносит следующее:

 

ааааа "Недавно я был учеником,

аааааа Яхин мне знаком и Боаз мне знаком.

аааааа Потом Подмастерьем я стала без труда,

аааааа Мне стали известны Отвес и Звезда.

аааааа Теперь среди вас еще Мастер один,

аааааа Как только услышу я слово `махбин'".

 

ааааа И Мастер должен ответить ему:

 

ааааа "Как Мастером станешь -- всегда, так и знай,

аааааа Ты Правило Трех за закон почитай.

аааааа И все, что ты хочешь в масонстве узнать,

аааааа `Махбин' и твой Мастер тебе могут дать".

 

ааааа Подойдя к дверям ложи,а постучать в них трижды, и тогда раздастся вопрос:

ааааа В.: Вольный ли ты каменщик?

ааааа О.: Да, конечно.

ааааа В.: Как ты докажешь это мне?

ааааа О.: Знаками и пожатиями ___________,а и тем, что был допущена в Кухню, а затем в Портик.

ааааа В.: Какова твоя первая клятва по вхождении?

ааааа О.: Я слушаю и утаиваю,а иначе же да будет горло мое перерезано, а язык исторгнут из уст моих.

 

ааааа Тогда один из Стражей скажет: Да будет благословение Господне наа этуа встречу,а и на Весьма Досточтимого Мастера иа Досточтимых Братьев, коие хранят ключи от Ложи, из коией ты следуешь; а также добро пожаловать, Досточтимый Брат,а в это Достопочтенное Сообщество.

 

ааааа Затем приветствоватьа так:а Весьма Досточтимый Мастер и Досточтимые Братья ложи, из которой я следую, шлют вам сердечный привет.

 

ааааа В.: Из какой ложи ты следуешь?

ааааа О.: Из ложи Св.: Стефана.

ааааа В.: Кто составляет верную и совершенную ложу?

ааааа О.: Мастер,а два Стража, четверо Подмастерьев, пятеро Учеников с циркулем, наугольником и линейкой.

ааааа В.: Где тебя посвятили?

ааааа О.: В долине Иегософатской, за кустом тростника, где никогда не слышно было собачьего лая или петушиногоа крика;а или же все равно, где.

ааааа В.: Где была первая ложа?

ааааа О.: В портике Соломона; и две колонны звались Яхин и Боаз.

ааааа В.: Сколько есть ордеров в архитектуре?

ааааа О.: Пять:а Тосканский,а Дорический, Ионический, Коринфский иа Композитный, или Романский.

ааааа В.: Сколько есть братских уз?

ааааа О.: Шесть:а нога к ноге, колено к колену, рука в руку, ухо ка уху, язык к языку, сердце к сердцу.

ааааа В.: Как масоны размещаются во время работы?

ааааа О.: Мастера -- на юго-востоке,а Стражи -- на северо-востоке, Братья -- вдоль восточного нефа.

ааааа В.: Сколько в масонстве драгоценных сокровищ?

ааааа О.: Четыре: циркуль, наугольник, дельта и пламенеющая звезда.

ааааа В.: Сколько есть светочей ложи?

ааааа О.: Три: Мастер, Страж и Братья.

ааааа В.: Откуда ведет свое начало образ Арки?

ааааа О.: От радуги.

ааааа В.: Есть ли у тебя ключ от ложи?

ааааа О.: Есть.

ааааа В.: Каков он.

ааааа О.: Это хорошо подвешенный язык.

ааааа В.: Где ты хранишь его?

ааааа О.: В ларце слоновой кости меж своих зубов,а или ва складках моей печени, вдали от тайн своего сердца.

ааааа В.: Есть ли у тебя цепь к нему?

ааааа О.: Есть.

ааааа В.: Какой она длины?

ааааа О.: Как от моего сердца до моего языка.

ааааа В.: Где находится ключ в ложе во время работы?

ааааа О.: Он находится справа от входной двери, под слоем зеленого дерна в одном футе, одной половине фута и одной четверти фута от поверхности.

ааааа В.: Где Мастер ставит на выполненную работу свою метку?

ааааа О.: В юго-восточном углу.

 

ааааа Чтобы опознать Ученика Каменщика, нужно его спросить, был ли он допущен в кухню, и он ответит "да".

ааааа Чтобы опознать масона в темноте,а следует сказать: "Нет тьмы без отсутствия света",а и он ответит: "Нет и света без отсутствия тьмы".

ааааа Чтобы поприветствовать брата-масона,а коснитесь шляпы правой рукой и,а сняв ее, поднесите к подбородку. Он же должен коснуться своей шляпыа тоже правой рукой и,а сняв,а приложить шляпу к левой стороне груди, у сердца.

ааааа Приветствуя брата,а следует сделать шаг вперед правой ногой,а затем левой;а третьим же шагом подвести свою правую пятку к внутреннему изгибуа ступниа брата;а затем положить правую руку на его левое запястье,а а своей левой рукой провести по горлу под подбородком от правого уха к левому;а он же затем приложит правую руку к левой стороне груди, у сердца.

ааааа Пожатие состоит в том,а что,а взяв брата за руку, прижимаете средний палец к его запястью изнутри; и он делает то же самое.

ааааа Чтобы опознать брата-масона незаметно для окружающих,а нужно подвести правую пятку к внутреннемуа изгибуа егоа правойа ступни, приобнять его правой рукой поверх его левой,а провести свою левую руку под его правой,а а затем средним пальцем левой руки провести прямой угол от его левого плеча до середины спины и вниз, до края брюк.

ааааа Когда масона сидита в седле,а он подтягивает стремена до шеи коня.

ааааа Чтобы отозвать масона в сторону из компании,а следует кашлянуть три раза или трижды постучать по какому-либо предмету.

ааааа Чтобы показать,а что он бедствует,а масон должен бросить наземь округлый кусочек мела,а сказав при этом:а "Кто мне разменяет эту монету?"

 

 

 

Приложение #1

к т.6а "Энциклопедии Франкмасонства" Р.Ф.Голда

 

Перевод с английского Е.Л.Кузьмишина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz