Стремясь в такого рода брошюре дать описание различных градусов франкмасонства, я встретился со многими трудностями, и не последней из них была проблема, как сделать интересным описание тех градусов, посвящение в которые еще не прошли большинство из моих читателей, и при этом не выдать больше, нежели позволено.
Одна из причин написания этой книги – это мое стремлении поощрить братьев к посвящению в эти «высшие градусы». Многие братья даже в наше время уверены в том, что Орден не может им предложить ничего интересного и стоящего, что не входило бы в градусы Символической Ложи. Как прошедший посвящение во все градусы, о которых здесь написано, я могу сказать, что за исключением одного-двух, все эти градусы в высшей степени достойны вашего интереса. Конечно, мои читатели должны помнить, что каждый извлекает из масонства ровно столько, сколько сам привносит в него.
Если он вступает в братство с «холодной, рациональной головой», после тщательного изучения символизма, он, естественно, научится большему, чем тот, кто рассматривает масонство с точки зрения быта и обыденности, как человек, который, только съев хороший обед, может рассуждать о его качестве, и которому, в сущности, и дела нет до всех этих церемоний, которые проходят в ложе.
И наконец, я хотел бы выразить благодарность господам «Тойе и Ко», у которых я позаимствовал несколько кирпичей для своей постройки.
Глава 1. Исторический обзор.
Глава 2. Степень Мастера Метки.
Глава 3. Священный Царственный Свод.
Глава 4. Тайные градусы.
Глава 5. Союзные градусы.
Глава 6. Древний и Принятый Устав.
Глава 7. Королевский Орден Шотландии.
Глава 8. Рыцари Храма и Рыцари Мальты.
Глава 9. Остальные градусы.
Заключение
Ранняя история так называемых «высших градусов» изучена еще хуже истории градусов Древнего Мастерства, почему и родилась теория о том, что они были созданы «искусственно» в XVIII веке. По моему мнению, это заключение несколько скоропалительно, поскольку многие из этих градусов совершенно определенно несут в себе следы очень древнего происхождения и истины, которые определенно передавались из поколения в поколение.
Третий градус Символической Ложи определенно предвосхищает следующий градус, в котором вновь обретаются утраченные тайны. Без такого градуса все церемонии степеней Древнего Мастерства были бы лишены всякого смысла.
Кроме того, как мы продемонстрируем позднее, в важнейших из высших градусов используются знаки, свидетельствующие об их древности, которые также пришли к нам из прошлых времен, будучи передаваемыми из поколения в поколение, как и знаки символических степеней, о которых достаточно написано в трудах по масонской истории. Также существуют документальные подтверждения того, что легенды некоторых из этих градусов были отлично известны средневековым предшественникам масонства, которые позже включили их в древнейшие Конституции. Например, легенда о двух колоннах Еноха, возведенных до потопа, сохранившихся после него и вновь обнаруженных масонами.
Эта легенда составляет основу учения 13-го градуса ДПШУ, носящего название «Царственный Свод Еноха». Самые ранние из дошедших до нас письменных сообщений о высших градусах относятся к степени Царственного Свода и датируются 1741 г., а также к Королевскому Ордену Шотландии, 1743 г., который в то время так процветал, что даже учредил Провинциальную Великую Ложу в Лондоне, в подчинении которой состояли, по меньшей мере, два Капитула.
Высшие градусы представляется возможным разделить на три основные группы:
1. Продолжающие и развивающие историю Древнего Мастерства;
2. Посвященные поиску утраченных тайн;
3. Рыцарские градусы.
В отношении первой группы в XVIII в. действовали две противоположные тенденции: исключение, «вырезание» из легенд градусов различных фрагментов, с одной стороны, и распространение некоторых эпизодов легенды и создание на их основе новых градусов – с другой стороны.
Лично я уверен в том, что большинство легенд высших градусов выросли из обычаев и традиций наших средневековых предшественников. Без сомнения, большинство наших ритуалов, включая ритуалы степеней Древнего Мастерства, подверглись существенным изменениям в течение XVIII в. В случае градусов Древнего Мастерства это явилось следствием необходимости существенного пересмотра ритуала для оправдания соотнесения происхождения Братства уже не с христианскими, а с древнеиудейскими и языческими корнями. Этот процесс удаления из ритуала всех чисто христианских элементов завершился, в частности, в Англии, лишь после заключения в 1813 г. Союзного договора. В то же время во второй половине XVIII в. Данкли заявил, что Пламенеющая Звезда – исключительно символ Вифлеемской звезды, указывавшей путь волхвам к месту рождения младенца Христа.
В
Шотландии, например, до сих пор в степенях Древнего Мастерства сохранились
упоминания о Христе, а Книга Священного Закона открывается Обрядоначальником на
первом стихе Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово…», - в то время как
закрывается заседание ложи цитатой из того же источника: «И Слово было у
Бога…». Это свидетельствует об изначально христианском толковании утраченных
тайн, которое – хотя уже не включается в символические степени, - сохраняется в
градусах Розы и Креста. Таким образом, мы видим происхождение некоторых из
высших градусов в исключении христианских элементов из легенд низших градусов.
В то же время, значительно изменился и характер ритуалов Древнего Мастерства вообще. Определенно в начале истории Братства кандидат играл достаточно незначительную роль в ритуале, который состоял для него, в основном, в наставлениях, отчасти в форме диалогов, отчасти в выслушивании различных легенд Ордена. Постепенно развилась тенденция предоставлять кандидату право на более активное участие в церемонии, а поэтому те эпизоды, которые не относились к основному сюжету главной легенды, начали сокращать. Эти эпизоды, однако, пользовались уважением и интересом старших братьев, которые, не желая их полного исчезновения из масонской практики, превратили их в побочные градусы, хотя нельзя со всей определенностью утверждать, что именно эти старшие братья «изобрели» тайны и знаки, содержащиеся данных градусах. В наши дни, например, церемониал Королевского Ордена Шотландии, в основном, состоит в обмене ритуальными фразами между Мастером и Стражами в соответствии с катехизисом, в определенные моменты чтения которого они обмениваются знаками, смысл которых не объясняется кандидату отдельно. Несомненно, когда определенные, в основном, христианские, части исключались из ритуала, соответствующие им знаки уходили вместе с ними в другие градусы, становясь для кандидата доказательствами посвящения в эти градусы, считавшиеся уже тогда побочными, хотя при этом их древность не подвергалась сомнению. Ярким примером градуса, церемониал и легенда которого были «вырезаны» из уже существовавших градусов Древнего Мастерства, является градус Мастера Метки (Mark Master), который изначально определенно входил в градус Подмастерья, хотя затем был значительно изменен, став отдельной степенью.
С другой стороны, некоторые «промежуточные» градусы ДПШУ, такие как Рыцарь Избранник Девяти (Knight Elect of the Nine), например, являются всего лишь распространением эпизодов основной легенды масонства Древнего Мастерства. В градусе Рыцаря Избранника Девяти подробно повествуется о поимке одного из убийц Мастера Хирама. Степени Царственного Свода (Royal Arch), Королевского Ордена Шотландии (Royal Order of Scotland) и Розы и Креста (Rose Croix) относятся к совершенно иным послушаниям. При этом каждая из них утверждает, что именно она является венчающей, завершающей, и именно в ней обретаются утраченные тайны и истины.
Толкование этих тайн в случае двух последних степеней – исключительно христианское, в степени Царственного Свода – не христианское, а существование всех этих степеней в наше время доказывает былое противоборство и сосуществование двух различных традиций посвящения. Христианские степени предлагают решения, предложенные нашими предшественниками в средние века, в то время как градус Царственного Свода, пусть в наше время и переполненный иудейскими положениями, в средние же века перенятыми и переданными нам Орденом Храма, хранит в себе следы традиции, соотносимой с дохристианскими верованиями, отчасти древнеегипетскими, отчасти – древнеиндийскими.
Третья группа утверждает, что продолжает традицию средневековых рыцарских орденов и хранит их учение, которое ни в коем случае не следует считать чересчур ортодоксальным. Ярчайшим примером этих градусов может служить степень Рыцаря Храма (Knight Tempar).
Относительно этих рыцарских градусов можно, конечно, сказать, что легко усомниться в существовании в средние века связи между гильдией простолюдинов-мастеровых и орденами, в которых состояли благороднейшие рыцари своего времени, однако полагающие так отметают в сторону и некоторые ключевые особенности орденской организации тамплиеров.
В Ордене Храма существовало, по меньшей мере, три подразделения: собственно рыцари, орденские капелланы и так называемые «служащие братья», среди которых были и каменщики. После уничтожения Ордена тысячам рыцарей удалось избежать преследований и просто раствориться в толпе, исчезнуть со страниц истории.
Как им это удалось и что с ними стало потом? Самое разумное объяснение состоит в том, что они смешались со «служащими братьями» и ленниками Ордена, которые не выдали их, а сами не подвергались преследованию со стороны властей.
Я тщательно изучил этот вопрос в книге «Франкмасонство и боги древности», поэтому здесь скажу только, что определенно существует связь между масонами и тамплиерами, коей связи вполне достаточно для объяснения сохранения в масонском Братстве некоторых тамплиерских ритуалов. У тамплиеров определенно существовало тайное мистическое учение, во многом очень похожее на учение масонства, и многие его черты можно легко обнаружить в современных ритуалах масонских Рыцарей Храма, несмотря на то, что эти ритуалы были серьезно переработаны за последние полвека.
Те из моих читателей, кто уже ознакомился с первыми тремя брошюрами из этой серии, догадываются, что истинные тайны Мастера Метки не будут сообщены им в открытую. Утраченная истина – это понимание Сущности Бога, и в третьем градусе это четко разъясняется, несмотря на расхожее мнение о том, что Бог не будет нами познан вплоть до мига смерти.
Градусы Древнего Мастерства, если вкратце, проводят нас через таинства рождения, жизни и смерти, демонстрируя нам Созидательную, Сохраняющую и Разрушительную ипостаси Божества. Большинство прочих градусов либо наставляют в том, что происходит с человеком после физической смерти, либо же стремятся объяснить, заполнить определенные пробелы в исторической канве, служащей аллегорической основой градусов Древнего Мастерства.
Степень Мастера Метки относится ко второй группе, в действительности будучи распространением второго символического градуса. Несомненно, читателю известно, что после посвящения во второй градус брат получает право на собственное клеймо, которым метит обработанные им камни, поэтому данный градус наполнен оперативным значением. Градусом Мастера Метки управляет соответствующая Великая Ложа, располагающаяся в собственном Храме на Грейт-Куин-стрит недалеко от Дома Конно.
Все поклонники высших градусов в большом долгу перед Великой Ложей Мастеров Метки, которая стала чем-то вроде Феи-крестной для многих высших градусов, оставшихся без руководящей организации после заключения Союзного договора 1813 г. Она в большей или меньшей степени взяла их под свое крыло, вследствие чего, говоря о высших градусах, мы снова и снова будем повторять, что руководящий орган того или иного градуса располагается в штаб-квартире в Доме Мастеров Метки (Mark Mason’s Hall).
У Мастеров Метки есть свое собственное облачение и собственная подвеска, и, наверное, наших молодых братьев следует предупредить о том, что за исключением степени Царственного Свода, никакое облачение высших градусов не следует носить в Символической Ложе. Подвеска Мастера Метки обычно представляет собой краеугольный камень, выполненный из белого мрамора, на котором начертаны таинственные буквы, смысл которых разъясняется при посвящении в данный градус. Подвеска носится на красно-синей ленте. Запоны и ленты также из сине-красного шелка.
Учение данного градуса в значительной степени является распространением легенды второй символической степени, в легенде которой подчеркивается значение постоянного совершенствования и обучения, а также то, что за труд всегда полагается вознаграждение. Также в ней содержится предостережение относительно того, что ни в коем случае не следует требовать такого вознаграждения, права на которое пока не имеешь, а кроме того – мессианское утверждение: «Камень, отвергнутый строителем, лег в основание угла». Этот камень становится, таким образом, краеугольным камнем; отсюда и вид подвески данного градуса. Некоторые факты говорят за то, что изначально данный градус был более «христианским», чем сейчас. В 1760 г. он был широко распространен в ложах Древних, которые были строго христианскими.
Легенда, как она трактуется в настоящее время, относится ко времени строительства Храма Царя Соломона до Трагедии, хотя существует достаточное количество данных, свидетельствующих о том, что во время основания Великой Ложи Мастеров Метки, то есть в 1856 г., многие ложи Мастеров Метки на севере страны соотносили легенду, в остальном схожую с современной, со строительством Второго Храма. Таким образом, данная степень является в действительности частью масонства Древнего Мастерства, а в Шотландии в эту степень имеют право посвящать Символические Ложи, что они зачастую и делают. В этой стране данная степень служит необходимым условием для посвящения в градус Совершенного (Excellent) Мастера, который, в свою очередь, позволяет кандидату претендовать на степень Царственного Свода. О степени Совершенного Мастера мы поговорим подробнее, касаясь степеней Царственного Свода вообще, но здесь необходимо отметить, что Капитулы Царственного Свода Шотландии также имеют право посвящать в степень Мастера Метки, если кандидат еще не был посвящен в нее в своей Символической Ложе.
Степень Мастера Метки, как мы уже говорили, - это завершение и венец второго символического градуса; однако сама по себе она тоже фактически состоит из двух «подградусов» – Работника Метки (Mark Man) и Мастера Метки. В свое время много споров вызвало предположение о том, что степень Мастера Метки даровалась новопосвященному сразу после получения им второго градуса.
Поскольку в настоящее время невозможно со всей уверенностью определить, когда именно появилась степень Мастера Метки в ее современной форме, все, что можно сказать, это то, что, насколько свидетельствуют документы того же 1760 г., градусы Работника Метки и Мастера Метки, видимо, существовали всегда, хотя, по крайней мере, в теории, степени Работника Метки могли удостоиться и Подмастерья, в то время как степень Мастера Метки оставалась доступной исключительно для Мастеров. В наше время посвящение в обе степени Метки происходит одновременно, и только над Мастером Каменщиком, хотя во всем ритуале подчеркивается его неразрывная связь со вторым градусом.
Градус, или градусы, Метки также родственны не связанным с ними напрямую ложам Царственных Мореходов Ковчега (Royal Ark Mariner). Скорее всего, это настоящая оперативная степень, созданная настоящими оперативными масонами-каменщиками где-то на севере Англии в начале XVIII в. для того, чтобы как-то отделить свое истинное оперативное от спекулятивного. Возможно, те же причины привели к образованию градуса Св.: Лаврентия Мученика, подробно о котором будет рассказано далее. Легенда градуса Морехода Ковчега повествует о Всемирном потопе и напрямую позаимствована из Библии. Наиболее интересная его черта – это использование камня вместо Книги Священного Закона для принесения на нем обязательств. Причины этого разъяснены в ритуале, однако можно заключить, что, скорее всего, здесь мы наблюдаем рудименты древнейшего обычая приношения связующих клятв на каменном алтаре. Кроме того, достаточно интересна предлагаемая в данном ритуале символика треугольника, но в общем и целом, следует отметить, что он не несет в себе особенно глубоких идей. Это симпатичный небольшой градус, и многие яростно отстаивают его право на существование. Его работы находятся в сфере прямого руководства Великой Ложи Мастеров Метки.
Степень Мастера Метки венчает второй символический градус, но даже для самого юного Мастера очевидно, что за вторым градусом необходимо следует третий. Истинный тайны масонства были утрачены, но неужели они так и не были обретены вновь? Далее, если изначально они были ведомы троим, то неужели двое оставшихся в живых избрать достойного наследника трагически погибшего третьего и поверить эти тайны ему? Степени Царственного Свода берут на себя обязанность поведать своим адептам ответ хотя бы на один из могущих возникнуть вопросов: «Каковы были истинные тайны Мастера?» Вкратце, это было Утраченное Слово, но Слово это содержит в себе определенный символизм и поразительное просветительное Откровение Сущности Бога. Действительно, можно сказать, что масонство Древнего Мастерства учит человека его обязанностям в отношении ближнего своего, в то время как степени Свода учат его исполнению долга перед Богом. Так какова же в свете вышесказанного Сущность Бога?
Это троица, но не Троица христианства, а, скорее, индуистская троица, состоящая из Создателя, Поддержателя и Разрушителя. Также она определенно олицетворяет единство тела, души и духа, демонстрируя, что посредством этого единства мы достигаем также единения с Богом. Таким образом, степени Царственного Свода изначально носят мистический характер и наставляют в видении Прекрасного.
Легенда повествует об «обнаружении» утраченных тайн и восстановлении Храма после возвращения народа Израиля из пленения. Отсюда и «ветхозаветное» убранство капитула данного градуса, и это нужно отметить особо, поскольку некоторые другие «высшие» градусы вкладывают иное значение в понятие «утраченного Слова», утверждая, что Утраченное Слово есть Христос – Логос. Но пока что мы не получили ответа на основной вопрос: «Почему оставшиеся в живых двое хранителей высших тайн избрать себе третьего хранителя?»
Полное экзотерическое разъяснение этого аспекта, равно как и того, как и почему тайны были сокрыты в потайном гроте, предлагается в одном из Тайных градусов, к которым мы обратимся чуть позже. Вкратце, однако, для передачи этих тайн непосвященному было необходимо три человека, но вообще-то все это, конечно, символично, и главная аллегория здесь в том, что тело, душа и дух должны быть едины для того, чтобы во всей полноте осознать Божественную Троицу. С одной стороны, никто из живущих и связанных узами плоти не в состоянии полностью понять сущность Божества, как он не в состоянии понять ее и сразу после смерти, поскольку даже тогда душа наша еще не достигает необходимого состояния совершенства; с другой же стороны, нам ясно дают понять, что тело наше не умирает совсем, а скорее изменяется, дабы окончательную свою форму обрести в день Страшного Суда, как об этом говорит сам Св.: Павел. Без сомнения, это очень глубокая и непростая для понимания истина, но если мы осознаем, что материя, равно как и дух, изначально являются проявлениями Бога, а потому – частями Его сущности, мы поймем, что материя неразрушима, пускай и подвержена формальным изменениям.
Этот факт с готовностью признается современной наукой. В градусах Царственного Свода, в которых работают и сейчас в некоторых капитулах в Бристоле, в Шотландии и Америке, кандидат изначально должен был проходить через четыре покрова, которые соответствовали четырем состояниям духовного бытия, ожидающим нас за порогом могилы, каждое из которых еще на шаг приближают нас к осознанию Божественной Сущности. Эти четыре покрова окрашены, соответственно, в синий, пурпурный, красный и белый цвета, и перед каждым из них кандидата встречает Страж Покрова, который требует у него знак и проходное слово предыдущего покрова.
В Шотландии эта церемония составляет отдельный градус Превосходного (Excellent) Мастера, подвеской которого является украшенная бриллиантами пентаграмма, один из многочисленных смыслов которой – человек и пять его чувств. Опознавательный знак данного градуса очень древний, его делает Вишну в своем львином воплощении. Вишну спустился тогда с небес, чтобы повергнуть злого великана, тиранившего мир, поверг его и вырвал его внутренности. Ни один английский масон Царственного Свода не может быть принят в Капитуле Царственного Свода в этой стране, предварительно не пройдя посвящение в степень Превосходного Мастера, в каковой градус он, в свою очередь, не может быть посвящен, не будучи удостоен степеней Метки. Проход белого покрова является основной частью церемонии посвящения в степень Царственного Свода, а знаки, соответствующие таинствам остальных покровов, хорошо знакомы английским масонам Царственного Свода. Только пройдя сквозь все покровы, кандидат обретает право узнать истинные тайны Мастера, и эта церемония уже практически ничем не отличается от принятой в английских капитулах. Другими словами, только пройдя различные стадии духовного существования, мы наконец получаем возможность понять Божественную Сущность.
Исключение церемонии прохождения покровов в английском ритуале лишило нас, таким образом, возможности преподать кандидату еще один важный урок. В чем-то подобном наставляет нас история нашего предшественника в ритуалах символических степеней. Он не мог раскрыть свои тайны, даже если бы пожелал, потому что они состояли в опыте, а потому не могли быть переданы никому в мире. Мы не можем здесь углубляться в детали этой глубоко мистической церемонии, но, наверное, можно привести разъяснение значения подземного грота, который играет в ней главную роль. Как и все масонские символы, он имеет несколько значений, но самые важные из них – это:
А. Подземный мир, или могила, в которую человек сходит после смерти и из которой его душа в конце концов восходит в Обитель Света.
Б. Святая Святых, тайное, темное место в человеческой душе, где пребывает Божественная Искра – это мистическое объяснение.
Подвеска данного градуса определенно олицетворяет Божественную Сущность. Двойной треугольник в круге с точкой посередине, обозначенной Всевидящим Оком, - это извечный символ Господа. Треугольник в круге олицетворяет Дух, заключенный в круг Бесконечности; им, в частности, обозначается Господь-Создатель. Масоны Царственного Свода познают смысл этого символа на примере алтаря. Точка в круге среди индуистов означала Параматму, Всеразрушающую силу, конец всего и вся. Треугольник вершиной вниз с точкой в центре является символом дождя (воды), а потому символизирует Господа-Поддерживателя жизни (Вишну). А треугольник вершиной вверх символизирует огонь, стремящийся языками своего пламени к небу, потому он и символизирует разрушительное, или, скорее, изменяющее Божественное начало (Шива). Этот великий символ был священен для вавилонян, древних египтян и иудеев, причем. У всех этих народов имел одно и то же значение. Он священен также для современных индуистов, был таковым он и для жителей древней Мексики. Вообще, это один из самых почитаемых символов в мире. Таким образом, мы видим, что в степенях Царственного Свода подвеска данного градуса – это не просто украшение, а наоборот, видимое отражение сущности его возвышенных учений, тем более, что он содержит также тройной тау-крест. Что касается тау-креста, в предыдущих книгах мы уже доказали, что изначально он был фаллическим символом, олицетворяющим созидательное начало. Нужно также помнить, что знак тау-креста мы делаем каждый раз, когда нам сообщаются таинства градусов Древнего Мастерства. То есть каждый Мастер сам троекратно делает знак тау-креста. Также стоит напомнить, что только тот Мастер, который был избран Досточтимым Мастером ложи, исправно прослужил свой срок и передал молоток другому, имеет право носить запон с изображением трех тау-крестов. Как фаллический символ этот знак превратился в символ Создателя, а также, со временем, - наших животных страстей, которые нам следует попрать ногами, если мы действительно хотим обрести духовное знание.
К тому моменту, когда мы достигаем Арки (Свода), мы обретаем и это знание, о чем нам символически сообщает соединение трех тау-крестов под треугольниками, эмблемами духа. Кроме того, хотя это, по сути, и не христианский градус, никак нельзя забывать о трех крестах на Лысой горе. Присутствие тройного тау-креста, после тех церемоний, которые мы узнали, проходя посвящение в символические степени, демонстрирует, насколько плавно один градус «вытекает» из другого, а это само по себе – еще один новый урок. Каждый из символических градусов учил развитию и очищению тела, души и духа. Теперь эти три ипостаси находятся в гармоничном единении под сенью Высшего Существа, олицетворяемого двумя переплетенными треугольниками.
Таким образом, присутствие тройного тау-креста учит нас тому, что человек в конце концов упокоится под сенью присутствия Царя Царей. Действительно, степени Царственного Свода полны интереснейшего символизма: цвета облачения, красный и пурпурный, форма алтаря, расположение троих руководящих офицеров, - все это сообщает нам важные уроки, но для такой небольшой брошюры мы и так уже достаточно долго распространяемся о данном градусе.
Но тем не менее, нельзя не отметить, что в символических градусах Досточтимый Мастер олицетворяет Дух, Первый Страж – Душу, а Второй Страж – Тело; в градусах Царственного Свода все точно так же, но только здесь трое руководящих офицеров не разделены, а располагаются рядом и иногда даже действуют как одно целое. Причина этого в том, что градусы Царственного Свода служат образцом того возвышенного состояния, когда тело, душа и дух действительно являются одним целым, которое пребывает в мире и гармонии с Богом, теперь уже понимаемым в достаточной степени. Наши читатели, таким образом, поймут, что ни один масон-член Символической Ложи не может считать, что исполнил свой масонский долг, пока он не прошел посвящение в степени Царственного Свода, поскольку он не обрел утраченных тайн, раскрытия которых он поклялся всеми силами добиваться и искать. Облачение состоит из запона и ленты через плечо, красного и пурпурного цветов.
Глава 4. Тайные (Cryptic) градусы
Тайных
градусов (градусов Крипты) четыре, и их руководящим органом является
собственный Великий Совет, который в действительности тесно связан с Великой
Ложей Мастеров Метки, и его штаб-квартира находится в их Доме. К Тайным
принадлежат градусы Весьма Превосходного (Most Excellent) Мастера, Царственного (Royal) Мастера, Избранного (Select) Мастера и
Превосходнейшего (Super-Excellent) Мастера, а их легенды «заполняют исторический пробел» между
строительством и разрушением Первого Иерусалимского Храма.
Градус Весьма Превосходного Мастера не следует смешивать с градусом Превосходного Мастера, в котором работают в Шотландии и который в действительности является дополнительным «подградусом», в котором кандидат проходит покровы, необходимые для обретения тайн Царственного Свода, хотя он и считается совершенно самостоятельной степенью. Легенда его связана со Вторым Храмом, в то время как легенда степени Весьма Превосходного Мастера повествует о завершении строительства и освящении Первого Храма.
Запон, который, правда, редко носят в Совете, белого цвета, изнанка и кайма – пурпурные, также в облачение входит пурпурная нагрудная лента. Эти цвета символизируют горе, испытываемое братьями после гибели третьего предстоятеля, место которого в Совете пустует. Поразительнее всего в обстановке зала собраний уменьшенная копия Ковчега Завета. Теоретически для того, чтобы получить степень Весьма Превосходного Мастера, необходимо быть только Мастером Метки, но поскольку за данной степенью обычно следует градус Царственного Мастера, для посвящения в который необходимо быть и Мастером Метки, и Мастером Царственного Свода, на практике от кандидата обычно требуют предварительного прохождения обеих этих степеней.
Царственный Мастер – самый интересный из этих градусов, поскольку в нем повествуется о том, каким образом тайны Царственного Свода оказались спрятанными именно там, где их потом обнаружили. Хотя место Хирама Абиффа в степени Весьма Превосходного Мастера пустовало, в степени Царственного Мастера он является основным действующим лицом, и его рассуждения о смерти смело можно назвать интереснейшим и прекраснейшим образцом масонского ритуала. Запон в этом градусе черный с красной каймой, но его практически не носят. Трое руководящих же офицеров облачены в мантии, подобные тем, которые носят соответствующие офицеры Царственного Свода.
Степень Избранного Мастера, в отличие от предыдущих, обладает собственной подвеской в форме серебряного мастерка в треугольнике того же металла, которую носят на черной нагрудной ленте с красными каймой и изнанкой. Запон белый с красной с золотом каймой, треугольной формы, однако в Англии ни его, ни ленту практически никогда не надевают. В Шотландии подвеска Тайных градусов объединяет в своем рисунке треугольник и мастерок, в то время как в Англии во всех четырех степенях используют подвеску Превосходнейшего Мастера. Посвящение в градус Избранного Мастера, по идее, должно проводиться в крипте, то есть подземной часовне, отсюда и название «градусы Крипты». Это та же самая крипта, в которой позже будут обнаружены тайны Царственного Свода.
Легенда здесь та же, что и в одной из степеней Древнего и Принятого Шотландского Устава. Она повествует о том, как один из уже известных нам масонов на службе у Царя Соломона неожиданно вторгся в эту крипту, когда в ней были сам Соломон и Хирам, Царь Тирский. Впоследствии незаконно вторгшийся был прощен, а вместо него каре подвергся Страж дверей, который обязан был помешать ему войти. Это несомненно очень древняя легенда, которая снова «всплывает» в одном из «союзных» градусов, в степени Великого Привратника Царя Соломона. Его символический смысл в том, что тот, кто преступает в своих оккультных поисках разумные границы, не прибегая при этом к помощи и защите более опытных исследователей, серьезно рискует.
Градус Превосходнейшего Мастера краток и не очень интересен, но в нем история Первого Храма доводится до времени появления угрозы его разрушения, таким образом, «заполняя пробел» между степенями Весьма Превосходного Мастера и Царственным Сводом. Главный его урок – нерушимая верность и преданность Иегове. Цвет этого градуса – лиловый, в частности, обязательно ношение лиловой нагрудной ленты. На практике, однако, в нее облачаются лишь члены Великого Совета. Подвеска данного градуса – эмалевый треугольник вершиной вниз, то есть треугольник Господа-Поддержателя жизни, и обычно она является единственным элементом облачения.
Интереснее всего в этом градусе табель с символами предыдущего градуса на нем. Внутри квадрата там изображен круг, а внутри последнего – треугольник вершиной к Западу. Внутри треугольника изображен гроб, на котором расположен алтарь, на котором покоится Ковчег Завета. Поскольку в ритуале не разъясняется смысл изображений на табеле, полезно будет прочесть следующее. Треугольник. Указывающий вершиной на Запад, символизирует Поддержателя жизни, почему этот символ и был принят для изображения на подвеске данного градуса в Англии. Он определенно подчеркивает основные символические принципы данной серии градусов.
1. Степень Весьма Превосходного Мастера учит нас тому, что, несмотря на гибель главного архитектора, Господь сохранил и поддержал его работу, и в итоге строительство Храма было завершено.
2. Степень Царственного Мастера повествует о том, как были сохранены тайны Царственного Свода.
3. В степени Избранного Мастера чрезмерно усердный друг Царя Соломона избегает ужасной кары, угрожавшей ему.
4. В степени Превосходнейшего Мастера нас учат тому, как Господь сохранил остатки Своего народа, который сохранил веру в Него. Треугольник в центре круга олицетворяет нисхождение Духа в Материю, в то время как сам круг символизирует Вечность, из которой снисходит Дух. Точка связывает Бесконечность с эмблемой Всезавершенности; также она символизирует каждое индивидуальное «эго». Весь символ, в общем и целом, таким образом, означает, что Господь-Предержитель снизошел из Вечности и, войдя в Материю, воплотился и стал единым со Всезавершающей силой. Это священнейшая из эмблем, а то, что Ковчег Завета стоит на гробе, указывает на то, что Новый Завет произрастает из Ветхого, а значение слов пророков об этом подчеркивается деревянным крестом, который должен постоянно напоминать нам о Том, Кто умер на нем. Отсюда мессианское эзотерическое значение данного градуса, которое зачастую не замечают посвященные в него.
Глава 5. Союзные (Allied) градусы
Под этим
названием собраны несколько различных градусов, у которых мало общего между
собой. Теоретически, Великий Совет, собирающийся в Доме Мастеров Метки,
руководит большей их частью, включая пять андрогинных[1],
но в действительности его власть распространяется только на шесть градусов. Но
в Ньюкасле-на-Тайне тамошний Совет Незапамятных Времен (Time Immemorial Council)
контролирует еще два градуса, церемония одного из которых, а именно степени
Капеллана Ордена Храма Иерусалимского Царственного Свода (Royal Arch Knight Templar Priest)
наполнена высоким мистическим прекрасным смыслом. В градусы, в которых работают
в Лондоне, прием не ограничен только христианами, а предварительные условия
сводятся только к посвящению в степени Метки и Царственного Свода. И это
несмотря на то, что ордена Св.: Лаврентия Мученика и Рыцарей Константинополя –
исключительно христианские градусы. Большинство этих градусов второстепенны по
своему значению, но ордена Красного Креста Вавилонского и Первосвященников –
очень древние и в силу этого очень значительные. В общем и целом, к Союзным относятся
следующие градусы:
1. Святого Лаврентия Мученика. Подвеска его представляет собой решетку для жаренья, и именно этому факту, возможно, мы обязаны разнообразными пугающими слухами, ходящими в профанском мире относительно «ужасных» подробностей церемонии посвящения в масонский Орден. В действительности же легенда этого градуса вообще никак не связана с масонством и отлично известна любому изучавшему жития средневековых святых. Главный урок градуса – отвага. Этот градус определенно является частью древнего оперативного ритуала, пришедшего к нам из Ланкашира и сформированного в отдельный градус с той целью, чтобы как-то отделить оперативных, «рабочих» масонов от «всех этих новопосвященных», то есть спекулятивных масонов.
2. Рыцарей Константинополя. Легенда его связана с образом императора Константина, а основной урок – всеобщее вселенское равенство. Подвеска изображает крест, увенчанный полумесяцем, что вряд ли можно считать удачно выбранным символом, поскольку получается, что он олицетворяет триумф символа ислама над христианским крестом.
3. Тайного Наблюдателя (Secret Monitor). Этот градус очень напоминает работы в степени того же названия под юрисдикцией Великого Конклава; его легенда сфокусирована на образах Давида и Ионафана. Его присутствие среди Союзных градусов напоминает нам о прискорбном расколе, происшедшем в Великом Конклаве Тайных Наблюдателей в стародавние времена, при его основании. Это единственный градус в английском масонстве, работы в котором контролируются двумя совершенно различными организациями. Подвеска представляет собой кирку, подвешенную к короне, на ленте, на которой выше короны изображен лук.
4. Великого Привратника Царя Соломона, в котором повествуется о внезапном вторжении некоего подмастерья в тайную крипту, где в то время проходила встреча Царя Соломона, Царя Хирама и Хирама Абиффа. Эта легенда очень похожа на излагаемую в степени Избранного Мастера, хотя и с некоторыми отклонениями, в частности, события в ней относятся к гораздо более раннему историческому периоду. Подвеска его изображает треугольник Бога-Предержителя, вершиной вниз, из черной эмали, на которой золотом выгравированы несколько древнееврейских литер. Все эти градусы достаточно интересны, однако вряд ли их можно назвать по-настоящему важными, в отличие от двух нижеследующих, которые выделяют в отдельную группу.
5. Градус Красного Креста Вавилона, несомненно, очень древний и посвящен той же теме, что и шестнадцатый градус ДПШУ, и градус Королевского Ордена Шотландии. Этот градус следует, по легендарному времени, за степенями Царственного Свода и тесно связан с ними легендой о возведении Второго Храма; в Шотландии его работы и проводятся под эгидой Верховного Капитула Царственного Свода. В нем много интересных ритуалистических деталей, но наиболее значительной нам видится наведение моста. Этот мост, пускай и переставший быть материальным и превратившись в исключительно духовное понятие, определенно символизирует нечто совершенно иное. Здесь мы начинаем заниматься эсхатологией, рассуждая о том, что происходит с человеком после смерти. Во всех великих религиях мира существует легенда о том, что после смерти тела душа должна пересечь некий мост. Мост в данном случае определенно означает переход души из одного состояния в другое, из области окружающего мира по одну сторону могилы в область совершенно иных понятий, возвышенную и приближенную к Богу. Об этом мосте говорится в мифологии японцев, китайцев, парсов, магометан и средневековых христиан. Например, парсы советуют друзьям недавно умершего на рассвете третьего дня после его кончины должны много молиться за него, поскольку именно в это время его душа переходит мост, отделяющий ее от рая. Мост полегает над адским огнем, а в середине пути по мосту душа умершего встречается с некоей женщиной. Если он вел праведную жизнь, то женщина эта будет молодой и красивой; она и доведет душу до рая. Но если жизнь, прожитая умершим, была неправедной, ему встретится отвратительная старуха, которая сбросит его с моста в бездонную пропасть. В Англии этот мост назывался «Мостом Ужаса» и, в частности, изображен на фреске XII в. в церкви в Калдоне, графство Серрей, в виде простой перекинутой через пропасть незакрепленной доски. Среди пытающихся пересечь этот мост – масон со своими рабочими инструментами в руке. Также об этом мосте повествуется в старинной ланкаширской балладе о душе и том, что происходит с ней сразу после смерти тела: «Когда покинешь этот мир/ Ты этой лунной ночью,/ Придешь в обитель ты ветров,/ Христа узришь воочию./ Потом оттуда ты уйдешь,/ Порядка не нарушив,/ И Бог на Ужаса Мосту/ Твою там примет душу». Экзотерический урок данного градуса – «Истина превыше всего!», - но самая его поразительная черта – это скрытый урок Моста Испытаний, по которому душа должна пройти для того, чтобы достичь рая. Подвеска представляет собой два скрещенных меча на зеленом темно-зеленом эмалевом фоне.
6. Первосвященника. В отличие от всех остальных градусов, в данный могут быть посвящены только те масоны, кто успел побывать на посту Третьего Принципа в Капитуле Царственного Свода. Его легенда связана с институтом Первосвященников «Ордена Мелхиседека». Подвеска его представляет собой треугольник вершиной вверх, увенчанный митрой.
В общем и целом. Союзные градусы в своих легендах связывают Ветхий Завет с Новым. Самыми важными из них являются степени Красного Креста Вавилона и Первосвященника, хотя не лишены интереса и остальные четыре.
Глава 6. Древний и Принятый Устав
Степень Розы и Креста Эредома в настоящее время считается также восемнадцатой степенью ДПШУ, в котором всего 33 градуса, по количеству лет жизни Спасителя. На практике, однако, в полном объеме в Англии работают только в 18-м, 30-м, 31-м, 32-м и 33-м градусах, причем, последние три присваиваются достаточно редко.
В Америке работают во всех градусах, то есть с 4-го по 32-й, включительно, но в Англии градусы с 4-го по 17-й присваиваются путем коммуникации.
В 18-м градусе работы ведутся в полном объеме, а градусы с 19-го по 29-й снова присваиваются только путем коммуникации. Право на посвящение в 18-й градус дает степень Мастера символической ложи, а на посвящение в 30-й – исполнение должности Прелата (Prelate) или Весьма Мудрого Мастера (председательствующего офицера Капитула Розы и Креста). 18-й градус глубоко мистичен по своей сути и этим весьма интересен, однако в Англии в него принимают только христиан.
В США и Европе он не ограничивается приемом только представителей христианских конфессий. Одна из школ масонских ученых предлагает версию, что изначально степень Розы и Креста была исключительно католической, сформированной якобитами. Лично я, честно говоря, провел исследование на эту тему и не смог найти документов, подтвердивших бы эту версию, и вообще, я никогда не слышал о католиках, принимавших участие в церемониях этого градуса. Более вероятно, что данный градус возник под влиянием Ордена Розенкрейцеров, а самые ранние исторические документы, которые можно найти на эту тему и о его членах, гласят, что они были лютеранами, однако вполне возможно, что они являлись наследниками гораздо более древней традиции.
К учению розенкрейцеров обращается в своих произведениях Данте, а мастера-комации вырезали над входом в помещение своих собраний в Ассизи в начале XV в. розу и крест. Кроме того, у древних ацтеков, также почитавших крест, существовал очень похожий ритуал, включавший в себя передачу практически тех же самых тайн и опознавательных знаков. И наконец, не следует забывать, что Генри Адамсон в своем произведении «Дни муз», опубликованном в 1636 г., пишет: «Ибо мы братья Розового Креста, мы владеем Словом Мастера и Последующими Таинствами…». То есть он устанавливает прямую связь между Словом Мастера и движением Розового Креста. Лично я полагаю, что это относится не столько к современному 18-му градусу ДПШУ, а, скорее, к степени Розового Креста Королевского Ордена Шотландии. Однако в первую очередь, это доказывает влияние розенкрейцерства на масонство еще задолго до начала движения якобитов, о чем говорится и в поэме «Путь протестанта».
Возвращаясь к 18-му градусу в его современной форме, мы видим, что посвящение в него состоит из четырех четко разделенных частей. Первая состоит в присвоении путем коммуникации промежуточных градусов, а остальные три – собственно посвящению в степень Розы и Креста. Это чудесный ритуал, исполненный глубоко мистического символизма, посвященный описанию путешествия человека по Долине Тьмы и Смерти в сопровождении масонских добродетелей – веры, надежды и милосердия. Завершается он принятием кандидата в обители Света, жизни и бессмертия и обретением им Утраченного Слова. Запон данного градуса двусторонний: с одной стороны он черный с красным Страстным Крестом в центре, а с другой – белый с розовой каймой. На самом запоне изображен пеликан, кормящий птенцов своей кровью, а на клапане – треугольник с начертанными в его центре древнееврейскими литерами. Нагрудная лента тоже двусторонняя: с одной стороны черная с вышитыми на груди тремя красными крестами, а с другой – розовая и богато расшитая.
Среди символов, изображенных на ней, - терновый венец и змея, кусающая свой хвост, символ вечности. На подвеске, свисающей с ленты, - золотой циркуль, развернутый на угол в 60° и увенчанный короной из звезд. На одной его стороне внутри циркуля изображен алый крест, а под ним – пеликан, кормящий птенцов. На оборотной стороне – серебряный крест и серебряный же орел, взлетающий к небу. На обеих сторонах подвески в месте, где сходятся лапы циркуля, изображена роза.
Несмотря на, в основном, христианский антураж, церемония этого градуса видится нам довольно древней. Все ее основные черты можно обнаружить в церемонии «бора» австралийских аборигенов, одного из самых примитивных племен на земле. В Индии и Китае таинства данного градуса ассоциируются с Господом-Предержителем.
В древнеегипетской «Книге Мертвых» содержится изложение тех же таинств и описание тех же церемоний. У древних ацтеков, как уже говорилось раньше, также существовала практически точно такая же церемония, и некоторые ее черты до сих пор сохранились в ритуалах современных индейцев. В средневековой Европе мы постоянно встречаем изображение двух основных символов данного градуса, например, на стенах Куарского собора в XII и XV вв., на фреске в Басле начала XVI в. и на стенной панели XVII в. в Энгадинском музее в Сент-Морице. Кроме того, некоторые знаки, встречающиеся в 9-м градусе ДПШУ, означающие горе и отчаяние, также встречаются в непосредственной близости от знаков Розового Креста во всех вышеперечисленных европейских зданиях. Такого рода факты невозможно сходу отмести в сторону и отказаться признать вероятность появления степени Розы и Креста до XVIII в. Действительно, древние мексиканские кодексы, в которых практически полностью приводится данная церемония, по крайней мере, на два с половиной века старше той даты, которая, по общему мнению, знаменует появление данного градуса.
Иное название данной степени, 30-го градуса ДПШУ, – Рыцарь Черного и Белого Орла. В странах Латинской Америки он носит строго тамплиерский характер и иногда ему придается в некотором роде зловещее значение, поскольку в нем наглядно и драматично преподается идея мести за гибель Де Моле и прочих казненных тамплиеров. Поскольку главными виновными в гибели Де Моле были Филипп, король Франции, и папа Клемент, этот факт используется для того, чтобы учить кандидатов тому, что главными угнетателями народа являются тираны и церковь. Вероятно, данный смысл вкладывается в этот градус далеко не всеми посвященными, особенно в Европе, в противовес тому, во что хотелось бы верить антимасонским авторам, но в чем можно быть совершенно уверенным, это в том, что английский ритуал был совершенно очищен от этого смысла, если он когда-либо и присутствовал здесь.
Это довольно сложный градус: если проводить посвящение в него с соблюдением всех правил, для церемонии потребуется три отдельных помещения и прддверие, а само посвящение может проводить только Верховный Совет. Облачение, в котором можно появляться и в Капитулах Розы и Креста, состоит в широкой ленте, носимой с левого плеча на правое бедро, с серебряной бахромой и вышитыми на ней символами градуса. Это орел, взлетающий к солнцу, держащий в когтях якорь Надежды. Внизу изображено знамя Англии и Уэльса – три золотых льва в алом поле, - скрещенное со знаменем Верховного Совета, а под ними – красный крест, состоящий из четырех тау-крестов, обычно именуемый Иерусалимским крестом. Подвеска представляет собой красный эмалевый крест с цифрой «30» на синей эмалевой пластинке в центре. На узкой черной ленте с серебряной каймой на шее носится изображение черного двуглавого орла с распростертыми крыльями, увенчанного короной и сжимающего в когтях обнаженный меч.
Слово «кадош» по-древнееврейски означает «избранный» или «священный». Остальные три градуса присваиваются крайне редко, и посвящение в них происходит в ложах ранее описанных градусов. Много лет должно пройти, прежде чем молодой масон достигнет этих, почти заоблачных, высот, поэтому вряд ли здесь, в брошюре такого рода, стоит приводить детальное описание ритуалов и даже регалий данных степеней. Однако сразу после посвящения в степень Розы и Креста масон получает возможность время от времени видеть братьев этих высоких степеней и узнавать от них то, что его интересует и знания чего он достоин до того, как сам будет посвящен в высшие таинства.
Древний и Принятый Устав в его современной форме обладает властью, дарованной ему Хартией 1845 г., дарованной Верховным Советом Южной Юрисдикции для США, однако степени Розы и Креста, Кадоша, 28-я и несколько промежуточных уже существовали в Англии в полном объеме в XVIII в., судя по историческим документам, однако спорным является вопрос о времени их появления.
Что касается градусов, которые мы называем «промежуточными», неправильно было бы предположить, что они лишены ценности или интереса. Они определенно обладают разным значением, но такие градусы, как Царственный Свод Еноха, например, наглядно демонстрируют влияние на масонство Ордена Розенкрейцеров и повествуют об обнаружении древних Колонн Закона и Учения (о которых упоминается и в Древних Хартиях), таким образом, являясь достойными тщательного изучения. То же самое можно сказать и о некоторых других градусах. Поэтому я очень рекомендую всем масонам Розы и Креста посещать ежегодные фестивали Короля Эдуарда VII, то есть собрание Капитула Усовершенствования Розы и Креста, проводимый каждую весну в Доме Мастеров Метки, где в полном объеме проводятся работы двух так называемых «промежуточных» градусов.
Вот таков Древний и Принятый Устав, действительно и несомненно, великий Устав, исполненный мистической притягательности, демонстрирующий своим адептам, что поиски Утраченного Слова ведут не столько к Храму Иерусалимскому, сколько к Лысой горе.
Глава 7. Королевский Орден Шотландии
Этот орден включает в себя два градуса: Хародима и Розового Креста. Посвящение в степень Хародима происходит в органе, именуемом «капитул», а капитул в данном ордене является организационной единицей, стоящей на уровень ниже ложи. На практике, однако, эти две организационные единицы являются равнозначными. Королевский Орден имеет множество интересных отличительных черт, поэтому вряд ли представляется возможным в полной мере воздать ему должное в одной главе нашей небольшой брошюры. Во-первых, следует отметить, что это единственная английская масонская организация, обладающая единым руководящим органом для всех организационных единиц во всем мире, то есть является централизованной. Великая Ложа всегда собирается в Шотландии. Единственным условием приема в Орден, судя по документам шотландской Великой Ложи, является пятилетний стаж кандидата в степени Мастера, однако на практике Провинциальная Великая ложа Метрополии принимает только удостоенных 30-го градуса ДПШУ. Вследствие этого лондонские масоны, не удостоенные данного градуса, должны отправляться для посвящения в Провинциальную Великую Ложу графств Юга, штаб-квартира которой находится в Виндзоре.
Это очень древние градусы, и лично я, например, считаю их величайшими из всех масонских степеней. Они, конечно, не обладают такими яркими ритуалами, как некоторые другие градусы, вроде Ордена Рыцарей Храма, но в них четко прослеживается единство цели и древнейший ритуал, в котором заключены глубочайшие мистические учения.
Они заключены в странном древнем «Пограничном» манускрипте и некоторых внутренних документах. Которые свидетельствуют о том, что эти градусы существовали по времени гораздо раньше степеней Древнего Мастерства и в некоторой степени даже предвосхитили их появление. Из исторических документов можно заключить, что в этих градусах работали в Лондоне еще в 1743 г., и там даже существовали два капитула для работы в «шотландских» градусах при Провинциальной Великой Ложе. Тот факт, что два капитула «гародимов» работали в это время в Лондоне, свидетельствует о том, что Орден образовался раньше 1743 г., а то, что он распространил свое влияние за пределы Шотландии и даже в Лондоне, позволяет нам предположить, что он образовался вряд ли позже символической Великой Ложи Шотландии, которая образовалась в 1736 г.
Семь лет,
надо полагать, слишком краткий срок для того, чтобы новый градус
распространился за пределы Шотландии,
«дошел» до Лондона и утвердился там, однако если принять это как факт,
нужно будет признать, что Королевский Орден может поспорить в древности с любым
из высших градусов. Но в связи с этими фактами не следует, однако, забывать и о
свидетельстве Генри Адамсона в его описании Перта в «Днях муз», книге, изданной
в 1638 г., то есть фактически за век до вышеописанных событий. Он пишет: «Ибо
мы братья Розового Креста, мы владеем Словом Мастера… и т. д.». Отметим, что он
использует словосочетание «Розовый Крест», то есть точное название второго
градуса Королевского Ордена, а также то, что он упоминает о «слове Мастера».
Королевский Орден настаивает на том, что одаривает своих адептов истинным
утраченным «Словом Мастера». Таким образом, если верить их словам, братья
Розового Креста заявляли, что обладают истинным Утраченным Словом Мастера, а
между тем то же самое утверждают и братья Розового Креста Королевского Ордена.
Таким образом, я глубоко убежден в том, что Адамсон, Мастер Архитектор и
священник, был адептом Королевского Ордена Шотландии; а поскольку стиль ритуала
отлично вписывается в ту эпоху, или даже в более ранний период истории, я
полагаю, что Королевский Орден появился тогда или даже еще раньше. В связи с
этим неплохо было бы вспомнить и то, что запись о первом посвящении
не-каменщика в масонскую степень в Англии относится к 20-м числам мая 1641 г.,
то есть именно к тому времени, когда Роберт Морей, «Генеральный Квартирмейстер
Армии Шотландии» был посвящен в Ньюкасле членами Ложи Эдинбурга, состоявшими в
шотландской армии, вторгшейся на территорию Англии, имея целью воцарение Карла II Стюрта.
Кроме того, Морей был «протектором» Вогана, знаменитого розенкрейцера XVII в. Таким образом, если за Королевским Искусством стоит масонский Розенкрейцерский Орден, в который могли вступить только те, кого сперва приняли в масоны, тогда становится очевидной причина, по которой Морей, в высшей степени интересовавшийся мистицизмом в целом и розенкрейцерством, в частности, решил пройти нелегкий процесс принятия в масонскую ложу, хотя армия, в которой это происходило и в которой он был квартирмейстером, участвовала в войне.
По стечению обстоятельств, эти факты противоречат теории, поддерживаемой еще многими учеными и гласящей, что Королевский Орден был порождением якобитов. В действительности же, чем пристальнее изучаешь Орден, тем меньше доводов остается в пользу этой точки зрения. В таком случае обычно ищешь прямых упоминаний или намеков на судьбу Короля-Мученика. Здесь необходимо отметить, что будь в этом необходимость, трудности бы это не составило, так как в официальном молитвеннике англиканской церкви XVIII в. содержалась особая служба в память Карла, короля и мученика. Таким образом, упоминание о Белой Розе или Карле Мученике могло быть безболезненно и легко включено в ритуал. Но этого не произошло.
Во-вторых, давайте рассмотрим поподробнее учение данного градуса. И Старый и Молодой Претенденты были католиками; поэтому очевидно, что в ритуале следует искать если не прямые ссылки на догматы католической веры, то хотя бы отсутствие агрессивных нападок на религию героя якобитов. Однако, заглянув в ритуал, мы находим там ряд важных и знаменательных пропусков, в частности, там не найти упоминаний о «Святой Римской Католической» церкви и о вознесении святых, в то время как оба этих реликта былых времен остались нетронутыми в символах веры Епископальной и англиканской церквей. Затем ритуал всеми средствами подчеркивает верность догмату обретения Спасения только через Христа, таким образом снова нанося удар доктрине успения святых, а также настаивает на Спасении одной только верой.
А ведь этот вопрос – яблоко раздора между протестантизмом и католицизмом, поскольку последний всегда настаивал на необходимости подтверждения веры добрыми делами. Спасение одной только верой было краеугольным камнем доктрины пресвитериан, а следовательно, ритуал в его современной форме – пресвитерианский, причем, подчеркнуто. Стали бы создатели градуса, который должен был стать опорой движения якобитов, изо всех сил стремиться включить в него положения и слова, которые могли глубоко оскорбить как их героя, так и многих из его верных соратников?
Этот аспект ритуала подчеркивается и позже, когда мы сталкиваемся с тем фактом, что среди всех разнообразнейших атрибутов данного градуса нет ни распятия, ни простого креста, хотя они встречаются практически во всех высших масонских степенях. Их исключение из ритуала определенно носит целенаправленный характер, поскольку, судя по всему, им можно было найти применение в ходе церемонии. Исходя из всего вышесказанного, можно заключить, что никакие материальные свидетельства не говорят в пользу якобитского происхождения данного градуса, а следовательно, такая версия его происхождения недоказуема и маловероятна. Сами эти градусы исполнены мистического смысла; они словно проводят кандидата от степени Мастера Символической Ложи точно по «мостику» ко времени строительства Второго Храма, а затем еще дальше, к жизни и смерти Христа, в конце концов открывая ему, что именно Он и есть Утраченное Слово. Все это явно доказывает «розенкрейцерский» подход к идеологии данных градусов, давая лишний козырь в руки тем, кто полагает, что роезнкрейцерский орден оказал ощутимое влияние на масонство.
Строго придерживаясь идеологии Королевского Ордена, мы, тем не менее, обнаруживаем, что и в основе многих высших градусов лежит распространение эпизодов, кратко упомянутых в ритуалах степеней Королевского Ордена.
В качестве руководства я укажу некоторые идеи, которые были, вероятно, развиты позже в отдельные градусы и ритуалы, хотя честно было бы указать и на возможность обратного – то есть того, что эти градусы уже существовали ко времени образования Королевского Ордена и в чем-то способствовали формированию и развитию его церемониала, а не развивались из него. Это степени Царственного Свода, Метки, в особенности Красного Креста Вавилона, а также тамплиерские и розенкрейцерские градусы.
Кроме всего прочего, в данных градусах есть разделы, совершенно не представленные ни в каких иных масонских градусах. Сам ритуал состоит, в основном, в вопросах и ответах на них, как в наставлениях символических степеней, однако отдельно следует упомянуть об одной его особенности. В определенные моменты церемонии братья совершают символическое путешествие по помещению ложи против часовой стрелки, навстречу солнцу. Это совершенно справедливо, поскольку в это время они символически пребывают в обители Смерти, а тени и призраки, если верить народной традиции, передвигаются именно противосолонь.
Не меньшим значением обладает и символическая башня, вызывающая в памяти образ здания, описанного в таинственной «Химической женитьбе Кристиана Розенкрейца».
Знаки, используемые в данных градусах, довольно многочисленны и древни: их можно встретить повсюду в мире, особенно в сферах, связанных с языческими верованиями и древними обрядами инициации. Знак «хародимов», например, определенно входил в древний ацтекский ритуал, и его можно видеть изображенным на вазе, найденной в Чаме, Мексика. На этой вазе совершенно определенно изображен кандидат, проходящий посвящение в древние мексиканские жреческие таинства путем обретения знака Посвященного. Ваза эта была обнаружена несколько лет назад и датирована приблизительно 1500 г. н. э. Кроме того, знак «хародимов» может отождествляться и с индуистским символом Вишну, Бога-Предержителя. Его можно видеть и на фрагменте фрески из древних Фив Египетских, датируемом приблизительно 1500 г. до н. э. и хранящемся в Британском музее.
Многочисленные подобные примеры можно обнаружить в произведениях средневекового европейского искусства, вроде стенных панелей «Зала совета Висконти-Веноста» XVII в., которые хранятся в Энгадинском музее в Сент-Морице и о которых мы уже говорили в предыдущей главе. На панелях также изображены знаки и символы розенкрейцерских степеней, а в углах расположены человеческие фигуры, стоящие под «знаком пьющего» из ритуала Королевского Ордена. Эти фигуры изображены парами, точно одна из них делает знак, а вторая отвечает обратным знаком. Но самым значительным, наверное, является факт, относящийся к ритуалу древнего китайского Общества Хан, известного также под названиями «Триада» и «Общество Неба и Земли», а именно то, что его ритуал практически до мелочей соответствует ритуалу Королевского Ордена Шотландии.
Регалии этого Ордена очень красочны. Они состоят из подвязки, звезды и двух перевязей, красной – для степени «хародимов», и зеленой – для степени Розового Креста, а также живописного белого запона с красно-зеленой каймой. Каждый новопосвященный получает орденское имя, отражающее одну из основных приличествующих ему добродетелей, которое, к слову сказать, записывается одними согласными буквами, без гласных. Вот, собственно, и все о Королевском Ордене, хотя он, безусловно, заслуживает более пристального внимания к себе.
Рыцари Храма (тамплиеры) продолжают традиции средневекового рыцарского ордена: можно считать, что они учат практике ведения истинно христианской жизни. Насколько в действительности явна и тесна связь масонского тамплиерского ордена и его средневекового предшественника, вопрос, отвечая на который, различные масонские ученые придерживаются разных точек зрения.
Автор полагает, что существует весьма большая вероятность существования этой связи, и привел достаточно веские, на его взгляд, основания такого своего убеждения в труде «Франкмасонство и боги древности». В этой книге, однако, он не собирается более основательно вникать в суть этих разногласий, поскольку в наши задачи здесь входит только указание, насколько это возможно и позволительно, скорее на суть данных градусов, чем на их историю. Тем не менее, отдельные исторические факты достойны упоминания здесь:
1. В Англии, а тем более, в Шотландии Орден, номинально уничтоженный в 1307 и последующие годы, не испытал беспощадного преследования и убийства своих членов, как это было, например, во Франции. Кроме того, при условии, что Шотландия в то время вела открытую войну с Эдуардом II, претендовавшим на ее престол, исполнение королевских эдиктов о преследовании Ордена на ее территории представлялось совершенно невозможным.
2. Отдельные ветви Ордена, например, в Испании и Португалии, преспокойно продолжили свое существование, просто сменив название.
3. Последователями французской ветви Ордена объявили себя адепты Хартии Препоручения (Charter of Transmission). Они в настоящее время собираются в Доме Мастеров Метки, и если бы их раз и навсегда признали истинными наследниками Ордена, вопрос был бы наконец решен. А то, что они отреклись от Шотландских тамплиеров, косвенно доказало бы факт параллельного выживания шотландской ветви Ордена Храма, тем самым определяя происхождение современных английских и шотландских масонских тамплиеров.
4. Несомненный факт выживания не только многих рыцарей ордена, но также и практически всех капелланов и ленников, некоторые из которых были масонами, - ни капелланы, ни ленники даже не заключались в тюрьму, - указывает на еще одну возможную линию символического наследования. В современном ритуале, несмотря на то, что его несколько раз переписывали, содержатся многочисленные свидетельства древности его изначального варианта.
В Бристоле кандидата могут не допустить к посвящению в степени Розы и Креста, если он не является Рыцарем Храма, и это служит подтверждением теорий тех, кто полагает, что изначально степени Розы и Креста были степенями «внутреннего круга» тамплиеров. Королевский Орден Шотландии также открыто демонстрирует определенную связь своего ритуала с Орденом Храма, и по легенде, и по историческому происхождению, и по использованию некоторых черт, в частности, слов и фраз ритуала, которые используются только в этих двух орденах, и более нигде. Особенное значение этот факт приобретает в свете того, что рыцарская степень Королевского Ордена носит название Розового Креста.
Легенда
Королевского Ордена гласит, что Брюсом после битвы при Баннокберне основал
градус Розового Креста, чтобы наградить тех масонов, которые помогли ему в
сражении, которые приняли в этом Ордене рыцарское посвящение. Теперь мы точно
знаем, что Рыцари Храма вместо того, чтобы сдаться комиссарам Эдуарда II, который послал их в
Шотландию арестовать тамплиеров во исполнение запретительных эдиктов, вступили
в ряды его противников, в армию Брюса. Разве, в таком случае, не может быть
так, что Брюс действительно создал этот новый орден, дабы наградить помогших
ему тамплиеров, восстановив их в рыцарском достоинстве после того, как те были
лишены его вследствие роспуска Ордена Храма. За последнее время ритуал
претерпел существенные изменения.
Например, восточное расположение алтаря, - несомненно, современное введение, пусть и прекрасное. Изначально в зале собраний была только имитация Святой Гробницы, которая осталась в нескольких прецепториях, которым решено использование старого ритуала. Даже современные адепты этого ритуала, наверное вспомнят, что при собственном посвящении приносили клятву не на алтаре, а на Гробнице, располагавшейся, что важно, не на Востоке, а в центре зала. Это изменение очень важно, и мы чуть позже объясним, почему. В Шотландии Орден разделен на три градуса: Новика (Novice), Оруженосца (Esquire) и Рыцаря (Knight). В Англии это разделение выражено не так отчетливо, хотя некоторые его особенности сохраняются. Вспомним:
1. Хламида (robe) – облачение Новика;
2. Туника – облачение Оруженосца;
3. Только Рыцарь имеет право на ношение мантии.
В ритуале до сих пор сохраняются следы этого древнего разделения. Например, в США Кубок Поминовения представляет собой достаточно своеобразный, если так можно выразиться, сосуд; при этом подчеркивается его значение как Сосуда Мистической Смерти. Современный ритуал Рыцарей Храма определенно обладает древним не только экзотерическим, но и эзотерическим смыслом.
Экзотерический урок – тоже очень важный и нужный, - состоит в том, что христианский воин всегда в битве должен представлять себе образ своего господина и Мастера – Христа. Он должен быть добрым христовым воинам вне стен Храма; он должен являться столпом опоры справедливости и истины, защищать слабых и быть примером рыцарского поведения в повседневной жизни. Вкратце, он должен не только исповедовать христианство, но и жить по-христиански. Отсюда видно, что кандидат должен быть христианином, даже если его и не призывают немедленно непосредственно защищать христианскую веру. Однако «внутри» этого урока содержится и второй, более скрытый, таинственный. Нам рассказывают о мистическом Агнце, принесенном в жертву перед началом времен. Мы вступаем в зал собраний в образе пилигримов, бегущих от мирского духа.
Мы посвящаем себя Христу в самом центре, так сказать, в потаенных глубинах своей души. В этих глубинах умирает наша грешная жизнь, как лежало в Гробнице земное, материальное тело Спасителя.
Таким образом, мы приносим обязательство, признавая, что над нашим мертвым прошлым восстает во славе фигура Распятого. Вооруженные оружием Духа, мы отправляемся в свое духовное путешествие и после полного невзгод и опасностей путешествия возвращаемся с победой над духовными врагами человечества. Напомним о трех символических годах учения, соотносящихся с тремя годами Христового благовествования на Земле. Но после времени действия должно настать время размышлений и раздумий, и превыше всего прочего, нам следует размышлять не только о физической смерти, сколько о великом таинстве мистической, духовной смерти; и приуготовившись таким образом, мы должны принести нашу собственную жертву. Нет, больше: мы должны быть отмечены знаком Его жертвы; христианские мистические философы и учат тому, что истинный мистик должен духовно распять сам себя и страдать, как его Великий Мастер физически страдал на кресте, - и в этом мистическая смерть. Разве можно было забыть это величайшее последнее событие в жизни мистика при составлении ритуала этого великого Ордена? Обдумай это, Брат Рыцарь. Пусть я и говорю эзоповым языком, насколько могу себе позволить раскрывать подробности ритуала и учения, но, по-моему, я четко обозначил здесь основные уроки тамплиерских масонских степеней. В ритуале есть множество данных, поддерживающих мое утверждение, но по понятным причинам я не включил их в свое повествование. Главное, что следует понять, - это то, что постепенная инвеститура кандидата указывает на постепенное принятие им определенных духовных ориентиров.
Если считать Рыцарей Храма за один градус, то тогда мы поймем, что в Орден, в целом, состоит из двух градусов, или даже трех. После посвящения в степень Рыцаря Храма кандидата ожидает Средиземный Переход (Mediterranean Pass). Сейчас это всего лишь промежуточный, переходный градус, ведущий к посвящению в Рыцари Мальты, однако он обладает и определенным собственным значением.
Начать стоит с того, что знак этой степени, несомненно, очень древний. Майор Сандерсон, например, обнаружил употребление того же знака среди народа яо в центральной Африке, а также он был хорошо известен и почитаем арабами. Особенно важно это при том условии, что давно существует легенда о непосредственной связи степеней Средиземного Перехода и Рыцаря Мальты с арабскими религией и философией. Также в эзотерическом смысле нельзя игнорировать важность символа Змея в связи с мистическим путешествием, а также символа Моря, которое для многих мистиков наполнено не менее значительными тайными смыслами, являясь для них той гранью, за которой лежит путь в иную жизнь, к духовному возрождению.
Для того, чтобы меня поняли не только мистики, мне следует добавить, что мистическая смерть и воскресение – это общепризнанные ступени развития человеческой души, которая, пока еще пребывает в теле, всячески стремится к обретению духовного единения с Богом. Св.: Павел утверждал, что ежедневно умирал во Христе. Входя в зал собраний, где происходит посвящение в степень Рыцаря Мальты, мы проходим мимо определенных эмблем, которые олицетворяют, как нам разъясняют, рождение, жизнь, смерть и вознесение.
В них – символическое отражение всего нашего масонского пути, с того самого дня, когда мы вступили в ложу Древнего Мастерства, и до того мгновения, когда состоится наше посвящение в степень Рыцаря Мальты. Далее, воскресение – это рождение вновь, которое само по себе подразумевает новую жизнь. В мистическом мире нам следует всегда, тем не менее, быть готовыми, подобно Св.: Павлу, ежедневно умирать во Христе.
Таким образом, степень Рыцаря Мальты повествует о духовном, а не физическом воскресении, и это подчеркивается связью, устанавливаемой ритуалом между символическими действиями и истинной историей мальтийских Рыцарей Св.: Иоанна (иоаннитов).
Символы на столе следует изучить именно с этой точки зрения, особенно символ галеры, отвезшей души в обитель мира и покоя, при этом погибнув сама. Наше тело однажды непременно умрет, но если мы вели праведную жизнь, эта галера отвезет наши души на «острова Благословенных». Это справедливо как с точки зрения мистики, так и с точки зрения реальной жизни, жизни действия. Знаки, используемые в данном градусе, определенно очень древние, а символическая кара за нарушение обета – довольно примечательна, хотя бы своей уникальностью в масонстве. Знак тамплиерского градуса изображен на стенной панели в Висконти-Веноста, о чем мы уже говорили; но в той же комнате, на тех же панелях изображены также и человеческие фигуры под знаком Рыцаря Мальты. Одеяние Рыцаря Храма состоит из белой хламиды с красным крестом, цвет которого символизирует кровь Агнца, в коей мы омылись и через это «стали белее снега». А одеяния Рыцарей Мальты – черные с белым крестом: из душевной тьмы, из тьмы мистической смерти восстает Крест Спасения, который более не Крест Страстный, но Крест Воссияния во Славе.
Существует и еще один христианский рыцарский орден, и что примечательно, это единственный орден, открытый для английских масонов, который открыто признает и клятвенно подтверждает свою приверженность исключительно христианской трактовке степеней Древнего Мастерства и Царственного Свода.
Этот Орден включает в себя следующие градусы:
1. Рыцаря Красного Креста Константина и
2. Рыцаря Св.: Иоанна и Гроба Господня.
Как и Орден Храма, базируется данный орден в Доме Мастеров Метки. Рыцари Красного Креста Константина рассказывают нам хорошо известную историю обращения императора Константина в христианство, однако в лекции градуса упоминается также – и это интереснее всего, - и римская Коллегия Архитекторов, которую лично я считаю матерью всех мастеров-комациев, прямыми потомками которых являются все франкмасоны. Однако замечу при этом, что мне необходимы очень и очень веские доказательства, чтобы я мог поверить в то, что Константин сам был членом этой, или какой-либо другой, Коллегии.
Но как бы то ни было, данный градус является всего лишь своего рода «трамплином» к действительно великому градусу Рыцаря Св.: Иоанна и Гроба Господня. Этот градус в свое время определенно состоял из трех «подградусов», да и сейчас в нем различаются три четко выраженных «этапа», которые, впрочем, полностью соответствуют тамплиерским степеням Новика, Оруженосца и Рыцаря.
Церемонии данного градуса торжественны, драматичны и исполненны глубокого мистического смысла, но самая яркая их черта – стремление разъяснить степени Древнего Мастерства и Царственного Свода с христианской точки зрения. Не собираясь утверждать, что это единственное, или даже просто изначальное, их значения, я при этом считаю, что такое толкование очень интересно и поучительно, а также хотел бы напомнить, что в средние века масонство было практически исключительно христианским и требовало от своих адептов верности основным догматам Церкви, вследствие чего такой подход к его доктринам в высшей степени объясним и заслуживает к себе самого пристального внимания и уважения. Поскольку желающие узнать это толкование, могут сделать это, пройдя посвящение в вышеуказанные степени, я не считаю нужным останавливаться на данном учении более подробно. Скажу только, что Архитектор Храма в данной версии ритуала отождествляется с Христом, а различные эпизоды жизни нашего героя интерпретируются также с точки зрения христианского учения и истории христианства.
Удивительнее всего же, что это единственный градус из известных мне, в котором четко утверждается, что в наших церемониях, в особенности в Символической Ложе и в градусах Царственного Свода, заложен иной, нежели кажется на первый взгляд, потаенный смысл, а также делается попытка объяснить его.
До сих пор мы говорили в этой книге о тех градусах, которые со всей определенностью и полным правом можно называть масонскими и которые открыты для любого английского масона, однако существуют также несколько так называемых «квазимасонских» орденов, или «обществ», как их обычно называют, которые, в принципе, являются масонскими в том, что касается практической работы, поскольку для вступления в них необходимо быть посвященным в другие масонские градусы и поскольку работы в них ведутся также в соответствие с определенным ритуалом и они обладают своими собственными тайнами, передаваемыми посвященным. Ими мы сейчас и займемся.
Степень Тайного Наблюдателя (Secret Monitor), работами которой руководит Великий Конклав, наверное, наиболее хорошо известна из всех этих обществ. В нее могут быть приняты только Мастера, и в ней есть два подградуса и отдельное положение Председателя.
С данным обществом связан и Орден Алого Шнура (Order of the Scarlet Cord), в котором целых семь градусов. Основной идеей степени Тайного Наблюдателя является братство и дружба, вера в то, что брат всегда и везде, где это представляется возможным, должен помогать брату. Собрания конклавов проходят обычно в более теплой атмосфере, чем заседания большинства обыкновенных лондонских лож, однако в данном градусе нет какого-то особенно глубокого скрытого значения и особенно важных уроков и таинств.
Совсем по-другому дело обстоит с Societas Rosicrusiana[2] in Anglia. В эту организацию принимают тоже только Мастеров Символической Ложи, а ее руководители также являются видными адептами Королевского Искусства. В этом обществе девять степеней посвящения, и посвящения в высшие братьев удостаивают исключительно за выдающиеся заслуги. На каждом собрании Общества заслушивается доклад одного из братьев на какую-либо тему. «Сокрос» (Socros), как братья для краткости называют свою организацию, претендует на единство целей и средств со средневековыми розенкрейцерами, и существование определенной исторической связи между ними трудно отрицать. Это далеко не единственное даже в Англии, общество, заявляющее о своей связи с розенкрейцерами средневековья, но все остальные – не масонские.
Societas Rosicrusiana также связано с Блистательным Орденом Света (Illustrious Order of Light), в наши дни работающим исключительно в Брэдфорде, и еще с одним орденом. Не то чтобы эти ордена были зависимы от Сокроса, но просто и их руководители, и большинство рядовых членов состоят в Обществе и именно оттуда пришли в эти ордена.
Таким образом, видно, что практически все масонские градусы наставляют своих адептов в некоторых истинах, а их ритуалы наполнены богатым внутренним, эзотерическим смыслом.
Некоторые из них, несомненно, важнее других, но человеку, который никогда не выходил за пределы Символической Ложи, всегда есть чему поучиться. Такой брат, в действительности, ни разу не пробовал по-настоящему вновь обрести утраченное, а потому н может и ежедневно развивать свои масонские познания, к чему призывает его обязательство. Если у него нет времени на прохождение всех вышеперечисленных градусов, пусть он хотя бы завершит посвящение во второй символический градус, пройдя посвящение в градус Метки, обретя, таким образом, ответ на вопрос, что именно было утрачено Орденом в древности, а затем заново обретет это, став адептом Царственного Свода. Если он сделает это и не будет следовать далее, пусть же он, по крайней мере, не говорит: «Ну и что там такого, в этих «высших градусах»? Пока не будет посвящен в них, у него нет права составлять о них собственное мнение, а после посвящения, если этот брат решится на него, я просто уверен, он уже не будет свысока судить о том, что бесспорно является величайшими мистериями всех времен.
« « «
Перевод с английского Е. Л. Кузьмишина
[1] Андрогинные – градусы, в которых разрешается членство как мужчин, так и женщин. – Прим. перев.
[2] Societas Rosicrusiana (лат.) – Общество Розенкрейцеров – международная околомасонская организация, обладающая юрисдикиями во многих странах Европы и Америки, в частности, в Англии, где и носит соответствующее название. – Прим. перев.