Майк Рестиво, Сар Игнатий, I :: L ::

 

 

ПРОТОКОЛ

СОЮЗА ОРДЕНОВ МАРТИНИСТОВ

 

 

 

аааа (Далее следует крайне важный документ - свидетельство истории современного мартинизма. Несмотря на то, что ему более тридцати лет, а потому он не может служить свидетельством современного положения вещей в данной области, он, тем не менее, отражает все основные взгляды Ордена, которые, несомненно, представляют интерес для исследователей западной посвятительной традиции. Свои примечания я заключил в скобки. Поправки, связанные с развитием Ордена во времени, внесены в соответствии с данными авторитетных источников.)

 

аааа Орден Мартинистов был основан доктором Жераром Анкосом (Папюсом) в 1891 г. и возрожден 13 августа 1960 г. в результате слияния лпапюсовского╗ Ордена Мартинистов, расцветшего и обретшего могущество к 1952 г. (его восстановил в 1951 г. сын Папюса, Филипп Анкос), и Лионского Ордена Мартинистов (в период правления Великого Мастера Анри Дюпорта), первым Великим Мастером которого был в 1916 г. (т.е. в год смерти Папюса) ныне, увы, покойный Весьма Блистательный брат Шарль Дэтр (Тедер). Этот Орден, во главе которого стоял его Державный Великий Мастер Весьма Блистательный Брат Филипп Анкос, сын Папюса, в протоколе будет обозначаться аббревиатурой лОМ╗.

 

аааа Также существует Мартинистский Орден Избранных Коэнов (Каганов), образовавшийся в результате слияния Традиционного Мартинистского Ордена (т.е. Избранных Коэнов (Elus-Cohen) Мартинеса де Паскуалли) и Ордена Розы и Креста Востока, тайно возрожденного в 1942 г. во время немецкой оккупации, во главе которого стоял его Державный Великий Мастер Весьма Блистательный Брат Робер Амбелен. В протоколе он будет обозначаться аббревиатурой лМОИК╗.

 

 

1.        В силу того, что, по мнению учредителей, В. Б. Б. (т.е. Весьма Блистательных Братьев) Робера Амбелена, Анри Дюпона и Филиппа Анкоса, конституция Союза Мартинистских Орденов, принятая в Париже 26 октября 1958 г., была только предварительным шагом к окончательному объединению, которого в сердцах своих желают все участвующие стороны, несмотря на невозможность реализации такового в настоящий момент;

2.        В силу того, что, по мнению учредителей, дальнейшее объединение ОО. ММ. (т.е. Орденов Мартинистов) является необходимым возвратом к мартинистской традиции XVIII века, как это было четко определено в основополагающих документах первых основателей Ордена, как в рукописном, так и в печатном виде;

3.        В силу того, что кажется очевидным, исходя из написанного в книге Папюса, опубликованной в 1895 г. и озаглавленной лМартинес де Паскуалли╗, что кроме явного восхищения, демонстрируемого Папюслм к тому, кого он на протяжении всей книги именует лМастером╗, его утверждение, содержащееся на странице 212 указанного сочинения (т.е. лНевидимые Властители сделали свой выбор, сохранив свои архивы именно здесь, и для нас большая честь придать этим идеям еще большее значение путем их дальнейшей разработки╗.), привело их к заключению, что он также собирался поддерживать и продолжать работу того, кого Папюс часто именует лle Maitre╗ - лМастер╗;

4.        В силу того, что в другой своей работе, озаглавленной лЛуи-Клод де Сен-Мартен╗ и опубликованной в 1902 г., он так же очевидно продолжает традицию учения лПути сердца╗, весьма дорогого для Луи-Клода де Сен-Мартена, в чем прочие сочинения Папюса на данную тему не оставляют никакого сомнения;

5.        В силу того, что очевидным представляется, исходя из документа, обнаруженного в архивах МОИК, что Папюс был единственным членом Верховного Совета ОМ, пришедшим в него прямо из Ордена Розы и Креста Ц этого обычного для XVIII века источника мартинистского движения, а также из основанного лично Луи-Клодом де Сен-Мартеном движения, именовавшегося Орденом Розы и Креста Востока;

6.        В силу того, что очевидным представляется, исходя из написанного на страницах 277-286 лОбзора посвящения╗ (лReview LТInitiation╗) за 1911 г., официального органа Ордена Мартинистов, что в то время на Востоке города Парижа существовала должным образом учрежденная мартинистская ложа Ордена под отличительным титулом лМелхиседек╗ и номером 208, напрямую подчиненная Папюсу, являвшемуся Президентом Верховного Совета Ордена, в который в качестве офицеров входили, среди прочих ББ. (т.е. Братьев), также и УУ. ББ. (т.е. Уважаемые Братья) Тедер, Таргелий (Виктор Бланшар: он, под именем Сар Ясир, впоследствии Ц в 1934 г. Ц стал Великим Мастером Ордена Мартинистов и Синархии) и Либрарий (Эренст Луазель);

7.        В силу того, что присутствие В. Б. Б. Папюса и ВВ. ББ. ББ. Тедера, Таргелия и Либрария сообщает всем действиям и решениям этой ложи официальный и неоспоримый характер;

8.        В силу того, что Раздел 5 лГенерального Регламента Достопочтенной Ложи лМелхиседек╗ № 208╗ гласит, что в дополнение к классическим степеням обычного мартинизма (Помощник, Посвященный, Неизвестный Покровитель, Вольный Адепт, из которых последний в настоящее время также именуется лВольным Посвятителем╗, а равно и лS. I. I.╗ и лS. I. I. V.) (Associate, Initiate, Unknown Superior, Free Initiator), данная ложа также осуществляла посвящение в высшие степени, такие как лЦарственный Посвященный╗, лСовершенный Адепт╗ и лВерховный Командор╗ (Royal Initiate, Perfect Adept, Sublime Commander); (Эти квазимасонские допушения, наверное, привели к тому, в частности, что от Ордена отошли американские мартинисты под руководством доктора Эдуарда Блитца, который увидел в них посягательство на права Ордена Франкмасонов и не пожелал, чтобы его имя ассоциировалось с Орденом, который может быть сочтен нерегулярным регулярными франкмасонами. Брата Блитца заменила Маргарет Пик. Которая возглавила остатки Ордена Мартинистов США, сохранившего верность Папюсу.)

9.        В силу того, что Каббалистический Орден Розы и Креста включал в себя степени, которые соответствовали высшим градусам, именуемым лБакалавром╗, лМагистром╗ и лДоктором╗ Каббалы; и далее, в силу того, что соответствующие тексты в лОбзоре посвящения╗ за 1911 г. подтверждают, что в эти степени посвящались только адепты высших степеней масонского Устава Мемфиса-Мисраима (в котором они занимали места старше 33-го градуса); и далее, в силу того, что на странице 277 вышеупомянутой публикации 1911 г. говорится, что степени вышеупомянутого Устава, именуемые лТайный Мастер╗ (4-й), лВеликий Понтифик╗ или лВерховный Шотландец╗ (19-й) и лВерховный Великий Генеральный Инспектор╗ (33-й), равнозначны мартинистским степеням лПосвященного╗, лНеизвестного Покровителя╗ и лВольного Адепта╗, соответственно, посвящение в которые осуществлялось в ложе лМелхиседек╗ № 208; и далее, в силу того, что ритуал лтедеровского╗ Ордена Мартинистов (т.е. Лионского Ордена Мартинистов), утвержденный Папюсом 3 августа 1913 г., гласит на странице 53, что степень Помощника равнозначна степени Совершенного Мастера, степень Посвященного равнозначна степени Тайного Мастера или Ученика Коэна (С. 73, 105), а степень Неизвестного Верховного Посвятителя равнозначна масонской и коэновской степени Великого Архитектора, - где все вышеперечисленные степени относятся к так называемому Реформированному Шотландскому Уставу, или Уставу Сен-Мартена; и далее, в силу того, что несмотря на все перечисленное выше, стремление Папюса и его ближайших соратников возвратиться к мартинистским традициям прошлого, которые отделяют и отграничивают Орден от масонства, неоднократно в высшей степени явно и четко продемонстрировано с целью, насколько это было возможно в то время, продолжить традиции Устава Рыцарей Избранных Коэнов Вселенной (Rite des Chevaliers Elus-Cohens de lТUnivers), основанного доном Мартинеса де Паскуалли;

10.     В силу того, что, исходя из вышесказанного, становится очевидным, что Орден Мартинистов на протяжении жизни Папюса осуществлял посвящение в высшие степени, носившие бесконечно более оккультный характер, чем обычно считается, и обычно связанные с практикой Каббалы и христианского Гнозиса (см. Протокол о союзе с Гностической Церковью от сентября 1893 г. на стр. 266-267 лОбозрения посвящения╗), а также со спиритуалистским масонством, - таким образом, очевидно также и то, что осуществление воли, выраженной Папюсом в 1895 г., возвратиться к традициям мартинизма XVIII века находилось на уже достаточно продвинутой стадии, -

 

аааа В свете всего вышеупомянутого, Высшие Учредительные Власти союза Орденов Мартинистов постановили, что

 

Статья 1

 

аааа Орден Мартинистов, обозначаемый впоследствии как ОМ, и Мартинистский Орден Избранных Коэнов, обозначаемый впоследствии как МОИК, составляют единый Орден в воскресенье, 28 октября 1962 г. в 17.00.

 

Статья 2

 

аааа Новый Орден, таким образом учрежденный, принимает и сохраняет название Орден Мартинистов (LТOrdre Martiniste) после слияния ОМ и МОИК.

 

Статья 3

 

аааа Вышеуказанный Орден Мартинистов сохранит свои духовные и братские связи с Гностической Апостолической Вселенской Церковью (LТEglise Gnostique Apostolique Universelle), учрежденной Папюсом и (Жюлем) Дуанелем в 1893 г., положения учения которой были пересмотрены и осовременены ныне, увы, покойным В. Б. Братом Жаном Брикаром (он был Великим Мастером Лионского Ордена Мартинистов после смерти Тедера в 1918 г.) с согласия ныне, увы, покойного, В. Б. Брата Папюса в 1911 г. (см., среди прочих документов, также лОбозрение посвящения╗ от августа 1911 г., С. 178).

 

Статья 4

 

аааа Орден Мартинистов сохранит с Каббалистическим Орденом Розы и Креста (LТOrdre Kabbalistique de la Rose-Croix) традиционные связи, которые были установлены при жизни ныне, увы, покойных ВВ. ББ. Братьев Станисласа де Гуайта и Папюса. Вышеупомянутый Каббалистический Орден Розы и Креста, в отличие от прочих посвятительных организаций, продолжает осуществлять посвящение в степени Бакалавра, Магистра и Доктора Каббалы только тех кандидатов, которые к моменту посвящения уже прошли инициацию в третий градус, степень Неизвестного Покровителя (S. I.).

 

Статья 5

 

аааа Орден Мартинистов, таким образом, восстанавливается и подразделяется на две посвятительные организации:

 

аааа а) Внешний Круг, именуемый Орденом Сен-Мартена, соответствующий, с одной стороны, древнему Ордену Мартинистов, а с другой Ц древнему Внешнему Ордену МОИК, который будет принимать в свои члены людей обоего пола и подразделяться, в свою очередь, на следующие степени:

 

аааа (1-й градус -) Помощник

аааа (2-й градус -) Посвященный

аааа (3-й градус -) Неизвестный Покровитель

аааа (4-й градус -) Неизвестный Покровитель Вольный Посвятитель (S. I. или S. I. I. V.)

 

аааа В четвертый градус осуществляется посвящение только мужчин Ц членов Ордена, кроме отдельных случаев, заранее представленных на рассмотрение Совета Директоров Ордена (Chambre de Direction de lТOrdre). Это классический Орден Мартинистов.

 

аааа б) Внутренний Круг, именуемый Орденом Избранных Коэнов, соответствующий древнему Внутреннему Ордену МОИК, который будет принимать в свои члены только мужчин и подразделяться, в свою очередь, на следующие степени:

 

аааа (1-й градус -) Мастер Избранный Коэн

аааа (2-й градус -) Рыцарь Востока

аааа (3-й градус -) Командор Востока

аааа (4-й градус -) Розенкрейцер

 

аааа Женщины в этот Орден не принимаются.

 

Статья 6

 

аааа В. Б. Брат Филипп Анкос, получающий титул Державного Великого Мастера, будет пожизненно управлять всеми группами и подгруппами (мартинистскими исследовательскими кружками), осуществляющими посвящение в степени именуемые лстепенями Сен-Мартена╗, в соответствии с традициями и обычаями, действующими Конституцией и Генеральным Регламентом ОМ.

аааа В. Б. Брат Филипп Анкос, получающий титул Державного Великого Мастера, будет пожизненно управлять Ложами Усовершенствования и Мартинистскими Капитулами, осуществляющими посвящение в степени Мастера Избранного Коэна, Рыцаря Востока, Командора Востока и Розенкрейцера,а в соответствии с традициями и обычаями, действующими Конституцией и Генеральным Регламентом, управляющим деятельностью Мартинистского Ордена Избранных Коэнов..

 

Статья 7

 

аааа Новый Орден Мартинистов, организованный по тем же основополагающим принципам, что и Древний и Принятый Шотландский Устав в той форме, в которой он был учрежден Великой Ложей Франции и Верховным Советом Шотландского Устава, состоит из двух посвятительных организаций, двух отдельных ветвей, независимых друг от друга, но принадлежащих к одному и тому же Ордену Мартинистов, причем, каждая из данных ветвей возглавляется своим собственным руководителем, Державным Великим Мастером и Державным Верховным Командором.

 

Статья 8

 

аааа Особая союзная организация, облеченная должной властью,а будет регулировать иа приводить в соответствие друг с другом работу этих двух групп. Эта организация именуется Советом Директоров (Chambre de Direction) Союза Орденов Мартинистов. Внутренний регламент определит порядок работы данного Совета, ва дальнейшем именуемого Советом Унии (Liaison Board).

 

Статья 9

 

аааа Внешний Круг, именуемый лКругом Сен-Мартена╗, является по своей сути предварительной школой или курсами по отношению к Внутреннему Кругу Избранных Коэнов, и в его задачи входит передача последнему тех кандидатов, которые будут отбираться им из своих групп и подгрупп (обычно мартинистских исследовательских кружков) при условии наличия желания быть посвященными в высшие степени ОМ.

 

Статья 10

 

аааа Каждый кандидат для прохождения подобного лперехода╗ должен представить подробную автобиографию, в которой сообщить о своей профанской, равно как и посвятительной карьере. Автобиография должнаа быть заверена руководителями кандидата и подписана Верховным Великим Мастером или Помощником Великого Мастера.

 

Статья 11

 

аааа Любой член ОМ, исключенный из одной из вышеупомянутых должным образом учрежденных групп, таким образом автоматически исключается и из другой, кроме особо оговоренных случаев, которые Ц каждый в отдельности Ц рассматриваются на заседании Совета Унии.

 

Статья 12

 

аааа Внешний Круг, именуемый Кругом Сен-Мартена, будучи предварительной посвятительной школой по отношению к Внутреннему Кругу Избранных Коэнов, наставляет своих адептов в двойном учении лПути сердечного╗ и лОперативного пути╗. Изучение последнего включает в себя, помимо прочего, мартинистскую теургию, практическую Каббалу и общий оккультизм. Никоим образом не допускается передача Внешним Кругом для посвящения в высшие градусы члена-кандидата, который Ц исходя из наблюдений его руководителей Ц демонстрирует интерес к экспериментам, несопоставимым с духом мартинизма, который совершенно лишен честной и откровенной христианской веры и который продемонстрировал пренебрежение к лПути сердечному╗ Луи Клода де Сен-Мартена.

 

Статья 13

 

аааа Внутренний Круг объединяет ва духе братства и наставляет в учении лОперативного пути╗ членов своих Лож Совершенствования посредством лекций, курсов обучения и пр. Члены ОМ, прошедшие посвящение в лградусы Сен-Мартена╗ (Внешний Круг) и желающие посвятить себя лПути сердечному╗ никоим образом не могут быть исключены из сферы охвата данных лекций и курсов обучения. Доступ к такого рода лекциям и курсам обучения для них всегда настолько же открыт и свободен, насколько он открыт и свободен для всех прочих адептов.

 

Статья 14

 

аааа По подписании присутствующими сего документа, Внешний Круг, именуемый Кругом Сен-Мартена, в дополнение к работам, уже ведущимся в его группах и подгруппах (обычно мартинистских исследовательских кружках), возобновит и будет неустанно развивать классическое учение в той его форме, в какой оно было известно во времена Папюса, т.е. включая в него христианскую теософию, гнозис, Каббалу, герметическую философию, теургию и т. д.

 

Статья 15

 

аааа Таким образом, ОМ объединяется и возглавляется верховной организацией, действующей под названием Верховного Совета Директоров (Верховной Директории) (Souverain Directoir de lТOrdre Martiniste). Данный Совет состоит из действующего Державного Великого Мастера и Державного Верховного Командора, каждому из которых приданы лтреугольники╗ подчиненных им Великих Офицеров. Таким образом, Верховный Совет Директоров ОМ состоит из восьми человек.

 

Статья 16

 

аааа Все правила и руководства вторичной значимости, равно как и все дополнительные меры, необходимые для обеспечения должного применения данных распоряжений, будут подробно разработаны и завершены вышеупомянутым Верховным Советом Директоров впоследствии.

 

аааа Сделано в Париже в двух экземплярах в воскресенье, 28 октября 1962 г., подписано и скреплено печатями двух Великих Мастеров:

 

Доктор Филипп Анкосааа Робер Амбелен

лЖан╗аааааааааааааааааааааааааааааа лАурифер╗

 

 

 

уПеревод с английского Е. Кузьмишина, 2000

 

 

 

 

Hosted by uCoz