Вестник Великой Ложи РоссииВыпуск №1 |
Символика обрядов посвященияЧтобы понять смысл и значение символов и действий в обрядах посвящения, необходимо сопоставить их с теми обрядами, которые существовали на протяжении мировой истории у разных народов. Так, первую ступень посвящения можно сопоставить с обрядом инициации мальчиков по достижении ими определенного возраста. В результате обряда они приобретали новый социальный статус (глава семьи); иногда получали новое имя как знак принадлежности к определенной социальной группе. Кроме внешней была и внутренняя сторона обряда - развитие физических, психических и интеллектуальных способностей. Кроме инициации всегда существовали высшие ступени посвящения для вождей, жрецов и шаманов. В дальнейшем элементы этих обрядов стали частью современных - религиозных, масонских и др. Смысл обрядовых действий и используемых символов определяется теми функциями, которые выполняют обряды посвящения. Одна из главных функций посвящения - обеспечивать трансляцию знаний. Можно выделить три типа знаний, каждому из которых соответствуют свои механизмы трансляции. Опытные знания и практические навыки передаются через семейный или профессиональный каналы - от отца к сыну, от учителя к ученику. Универсально-понятийные (научные) знания, которые абстрагировались от индивидуума, могут передаваться обезличенно - через книги и систему формального обучения. Особый тип знания - символическое. Его отличие от двух вышеназванных типов состоит в том, что оно впитало в себя опыт многих поколений и различных сфер деятельности. Символическое знание - не опытное и не теоретическое, а скорее синкретическое. В нем соединяются внешние (природные) и внутренние (человеческие) качества, обеспечивая познание мира через человека и самопознание через символы макрокосмоса. Символ - это предмет, образ или действие, но при этом имеется второй (скрытый) смысл, который связан с более широким кругом значений. Передача такого знания происходит путем приобщения новичка к определенной деятельности, в которой раскрывается значение этих символов. Значения некоторых символов, используемых при посвящении, приведены ниже. Свет - это начало творения мира (в Ветхом Завете). В Новом Завете - это Логос, слово. Посвящение - привнесение света во тьму, что означает также познание мира. Со словом ассоциируется свет, так как он противопоставляется тьме и его аналогу - бессознательному, бессловесному. В индоевропейских языках слово, слог, логос соотносятся со словами, обозначающими пламя (нем. Lohe, прус. Lopis) или свет (лит. Lope, латыш. Lipt). Камень - упорядоченная материя - противопоставляется хаосу, так же как свет - тьме. Камень - символ основания. В Новом Завете не раз встречается образ краеугольного камня. Чаша Грааля также соотносится с камнем, сущность которого - чистота (lapis exillis). Камень - это философский камень (lapis elixir), смысл которого - совершенствование, трансформация. Манипуляции с философским камнем в алхимии ведут к преображению человека. В народной традиции - бел-горюч камень-алатырь. Это камень, из-под которого бьет источник, а сам камень светится - горит бесцветным пламенем. Особое внимание в обрядах занимает огонь и вода как символы испытания и очищения. Вода - символ хаоса, разрушения и, в то же время, зарождения мира в воде. В народной традиции - вода мертвая и вода живая; воды Леты (забвения) и воды Мнемозины (мудрости). Созвездие Водолей - испытание под струями воды и огня. Смысл символов воды и огня отражены в языке. Вода соотносится с тропой в загробный мир: Tropfen (капля) - тропа, труп; море - мертвый. Огонь соотносится со словами чистый, правый (pur - огонь). Часть ритуальных действий - переодевание в священные одежды. В процессе обряда инициации кандидата заворачивали в шкуру тотемного животного, а в древних мистериях - в шкуру молодого оленя или в мантию, на которой изображались знаки Зодиака (жертвенные животные). Такое переодевание означало выход из себя, из своего времени и перенесение в мифическое время. Посвящаемый становился как бы участником легендарных событий. Кожаный фартук является ритуальной одеждой и соотносится с названными обрядами переодевания. Обряды посвящения, как и другие ритуальные
действия, проводились в священных местах. Обычно это гора, роща, поляна,
пещера,
Следующий вопрос - о значении самих обрядовых
действий. В основе обрядов посвящения лежит миф, события которого должны
быть воспроизведены кандидатом. Миф превращается в повествование, раскрывается
в виде действия и переживается посвящаемым. Происходит индивидуализация
мифа, пробуждение сознания кандидата и его гармонизация с коллективным
сознанием и с космическими циклами
Мотивы временной смерти означают также выход за пределы сознания в область бессознательного. Подобные приемы выключения сознания в момент передачи тайных знаний являются характерными для большинства традиционных культур. В эти моменты человек остается наедине с архетипами, но при этом может воспринять новое знание, которое, внедряясь в подсознание, также приобретает характер архетипа. Основная тема обрядов - странствие посвящаемого в ином мире. Для высших степеней посвящения главная задача странствий состоит в поисках утраченного Слова Мастера. Чтобы найти Слово, нужно воспроизвести путь Мастера, т.е. пройти через символическую смерть. Слово Мастера соотносится с заветным словом (завет предков) или волшебным словом в мифологии. В библейской традиции тайное слово - непроизносимое имя Бога. В Элевзинских мистериях тайные слова - Konx Om Pax (желания души о мире), пришедшие из Индии. Когда Слово найдено, это означает победу света над тьмой, а для кандидата - возрождение в новом качестве, Символика посвящений - от инициации до высших посвящений -отражает этапы истории человеческого общества и путь развития самого человека. Посвящаемый постигает историю путем раскрытия смысла мифа и значений символов. Выступая как непосредственный участник обрядов, он переживает все мифические события, поэтому они становятся частью его личной истории. В более общем виде, символика посвящений означает создание (строительство) микрокосмоса (храма или человека) в соответствии с макрокосмосом. Бр.: Владимир М.
|